ГОЛГОФА - Страница 5

Значительная часть Голгофы стоит над выработанным карьером и почти пуста изнутри. Правый францисканский придел (11-я остановка католического Крестного пути) был отреставрирован в 1937 г. по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци (1884–1960 гг.). На стенах придела выполнены мозаики «Пригвождение ко Кресту» и «Жертвоприношение Авраама». Серебряный алтарь с композицией «Пригвождение ко Кресту» (мастер Д. Портиджани) был подарен в 1588 г. тосканским герцогом Фердинандо Медичи. Слева от него, под аркой, отделяющей католическую часть Голгофы от православной, находится небольшой францисканский престол Богородицы Скорбящей (Stabat Mater). За престолом помещено скульптурное изображение Богородицы, пронзённой мечом, согласно предсказанию праведного Симеона Богоприимца: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Скульптура является пожертвованием португальской королевы Марии I Браганцы (1778 г.). На нижнем уровне храма, под православным престолом Голгофы, находится часовня Главы Адамовой. Согласно древней христианской традиции, Распятие Спасителя совершилось на месте погребения Адама. Это предание, которое прослеживается с конца IV в., было известно уже Оригену (около 185 – 254 гг.) и встречается у других отцов церкви. Так, Епифаний Кипрский (около 315 – 403 гг.) писал, что Христос омыл и очистил Своей кровью кости нашего праотца; об этом же упоминал Иероним Стридонский. Тогда же в иконографии появился сюжет «Воскрешение Адама». Через стеклянное окно в глубине часовни видно расселину, по которой струя крови Христа достигла черепа Адама. Археологически установлено, что небольшое углубление в скале Голгофы, почитаемое как «могила Адама», в эпоху императора Адриана было закрыто опорной стеной и не могло служить объектом поклонения во II – начале IV в. Строители эпохи императора Константина I Великого разобрали стену на 70 см ниже современного пола пещеры, но архитектурно её не оформляли (закладка пещеры выходила в неё необработанной стороной). В письменных источниках часовня Адама у подножия скалы упоминается с VII в. Пещера была вырублена искусственно. Мнение В.К. Корбо, что она являлась частью храма Венеры, археологически не подтвердилось: вход в пещеру прорублен через опорную кладку эпохи императора Константина, внутри она не оштукатурена и не имеет граффити раннехристианской эпохи. Оформление пещеры как святого места усилиями святителя Модеста, Иерусалимского патриарха, возможно, происходило после 614 г. Ранневизантийский серебряный экран был похищен в 614 г., что позволило патриарху Модесту разобрать обводную кладку императора Константина при строительстве «храма Голгофы» и расширить «пещеру Адама». Она приобрела размеры 2 м (высота) × 1,5 м (ширина) – минимум, достаточный для отправления церковной службы, поэтому даже тела усопших при отпевании оставляли снаружи, не внося в пещеру.

 



 
PR-CY.ru