Словарь по христианству Г ГОЛГОФА

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА – место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос (Ин. 19:17–42). Греческий термин «Голгофа» восходит к евр. «череп», «голова» (4 Цар. 9:35; Суд. 9:53). В Евангелиях это название было истолковано как «место Лобное» («место черепа»; Мф. 27:33; Мк. 15:22; Лк. 23:33; Ин. 19:17). Точное происхождение названия этого места не установлено. Словом «Голгофа» древние иудеи называли любой «лысый» холм, лишённый высокорослой растительности, поэтому среди историков-библеистов и археологов до сих пор ведутся споры об аутентичности наименования «горы казни» Иисуса. Иероним Стридонский (342 – 419/420 гг.) считал, что оно происходит от наименования места, где обезглавливали преступников. В Новом Завете говорится, что «место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин. 19:20; ср.: Евр. 13:12). Здесь «был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен» (Ин. 19:41). Эта гробница принадлежала праведному Иосифу Аримафейскому (Мф. 27:59–60). Возможно, Голгофой первоначально называли не только почитаемое место, где стоял Крест, на котором был распят Иисус, но и весь скалистый участок за стеной Иерусалима. Современная английская исследовательница Дж. Тейлор полагает, что в процессе создания храма Гроба Господня произошёл топонимический сдвиг: название обширного района, служившего местом казней, получило более конкретный смысл, закрепившись за небольшим скальным выступом внутри храма Гроба Господня. Именно здесь начиная с эпохи равноапостольных Константина и Елены указывает место Голгофы церковная традиция. Современное местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Голгофы в центре Старого города является результатом перепланировки Иерусалима в римскую эпоху: вскоре после распятия Спасителя Голгофа оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40–44 гг.). После разрушения Иерусалима императором Титом в 70 г., а затем Адрианом в 135 г. новый римский г. Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен дальше к северу. Таким образом, место Голгофы оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки. Археологические раскопки второй половины ХХ в. и другие исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили исследователям существенно прояснить топографию и морфологию района Голгофы. Раскопки 1960–1980 гг. вблизи Голгофы установили, что до конца I в. н.э. никаких жилых построек в её районе не было, с VII в. до н.э. склон холма Гарив, к которому принадлежит Голгофа, служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I в. до н.э. добыча прекратилась, и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в том числе и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень которого примерно совпадает с уровнем пола современной базилики (около 10 м ниже первоначальной линии склона горы, около 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причём в западной скале были высечены, по крайней мере, две гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»).

 



 
PR-CY.ru