ГОЛГОФА - Страница 6

При крестоносцах часовню Адама расширили с востока и устроили здесь усыпальницу латинских Иерусалимских королей. Этот некрополь был разобран при реставрации Н. Комненоса после пожара 1808 г. (гробница короля Балдуина V хранится в Музее Греческой православной патриархии в Иерусалиме). В 2004 г. в часовне устроен престол во имя св. Иоанна Предтечи. В ранневизантийский период постепенно дополнялись и разрабатывались элементы «сакральной топографии» участка Голгофы. Идея о погребении Адама на Голгофе имела для христиан глубокий смысл: благодаря ей с комплексом Гроба Господня ассоциировались многие мотивы Ветхого Завета, в том числе жертвоприношение праведного Авраама. В VI в. сбоку, у подножия Голгофы, был сложен из камней «алтарь Авраама», который описывают Феодосий, Паломник из Пьяченцы и Аркульф. Иконография Голгофы обширна, т.к. неразрывна с иконографией Животворящего Креста Господня. Древнейшие изображения и символы Голгофы восходят к IV–V вв. Мозаика V в. в церкви Санта-Пуденциана показывает Голгофу как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно её изображение в виде площадки, на которую с двух сторон ведут ступени: на византийских монетах (например, императора Феодосия II и Евдокии, 420 г.) – от 1 до 4 ступеней, на паломнических ампулах и флягах – обычно 2–3 ступени (например, на флягах из Монцы и Боббио, V в., музей Studium Biblicum Franciscanum). По мнению исследователей, это является отражением реального оформления Голгофы, к вершине которой шли ступени, ставшие известными благодаря иконографии и описаниям паломников. В других случаях Голгофа представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (например, ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана). В иконописи и книжной миниатюре Голгофа изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (например, Хлудовская Псалтирь, IX в.; Киевская Псалтирь, 1397 г.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь), которая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь). В случае, когда необходимо было изобразить три креста, Голгофа могла также иметь три вершины (Хлудовская Псалтирь). В поздней иконографии Голгофа с адамовой головой часто служила символом смерти (например, на надгробиях XVIII–XX вв.). В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042–1056 гг.). Изображения Голгофы в византийских и древнерусских памятниках часто сопровождаются буквами, число которых может быть более 100. На русских изображениях чаще других встречаются М. Л. Р. Б., означающие «место лобное рай бысть». В европейской живописи начиная с позднего Средневековья распространяется изображение Голгофы как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних. В переносном смысле Голгофа (в контексте «взойти на Голгофу») стала обозначать в европейской литературе добровольное принятие мук ради высшего блага. См. также ГРОБ ГОСПОДЕНЬ



 
PR-CY.ru