Словарь по христианству Г ГЕРМЕС Георг

ГЕРМЕС Георг

ГЕРМЕС Георг (1775–1831 гг.) – немецкий католический теолог и философ, основатель осуждённого Римско-католической церковью учения, впоследствии названного гермесианством. Начальное образование получил во францисканском колледже г. Райне (1787–1792 гг.), в 1792–1794 гг. обучался в гимназии Мюнстера, в 1794 г. продолжил учёбу на богословском факультете Мюнстерского университета, после окончания которого 22 декабря 1798 г. был рукоположён во пресвитера. С 1797 г. преподавал богословие и философию в гимназии Мюнстера. Находясь под сильным влиянием сочинений Иммануила Канта (1724–1804 гг.) и Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814 гг.), Гермес в то же время не разделял их скептицизма относительно возможности научно-философского обоснования истин христианства. Будучи священником и занимаясь одновременно философией, он пришёл к убеждению, что, хотя основных истин религии (бытие Бога возможность и действительность Откровения) отрицать нельзя, но частные доктрины христианства могут признаваться истинными лишь постольку, поскольку они не стоят в противоречии с результатами естественного Откровения, т.е. истинами разума. Выступая против кантовского разделения религиозной веры на «принудительную» веру Откровения и моральную веру практического разума, Гермес написал апологетическое сочинение «Исследования о внутренней истине христианства» («Untersuchung über die innere Wahrheit des Christenthumes. Münster», 1805 г.), в котором стремился доказать непротиворечивость и истинность христианского вероучения, основываясь на рационалистическом методе кантианской философии. Когда Гермес нашёл мужество заявить, что из постановлений Тридентского собора (1565–1563 гг.) он признаёт лишь те, которые не противоречат разуму, он порвал с традиционным богословием и поднял против себя настоящую бурю. 29 марта 1807 г. Гермес был назначен профессором догматического богословия Мюнстерского университета. Его лекции пользовались большой популярностью у студентов, но из-за отказа использовать латинский язык и традиционную методику преподавания богословия у Гермеса неоднократно возникали конфликты с генеральным викарием Мюнстерского архиепископства пресвитером Клеменсом Августом фон Дросте-Фишерингом (1773–1845 гг.). В 1819 г. Гермес опубликовал первую часть своего основного сочинения «Einleitung in die christkatholische Theologie» («Введение в христианско-католическую теологию») – «Philosophische Einleitung» («Философское введение»), – за издание которой в том же году богословский факультет Бреславского университета (современный Вроцлавский) присвоил ему степень почётного доктора богословия. 27 апреля 1820 г. по представлению прусского правительства Гермес возглавил кафедру догматического богословия в Боннском университете, где в 1821 г. ему была присуждена степень почётного доктора философии. В то же время пресвитер К.А. фон Дросте-Фишеринг запретил посещение лекций Гермеса студентам католического богословского факультета в Мюнстере (аналогичный запрет был принят для студентов-богословов Падерборнского университета). Пользуясь поддержкой правительства, Гермес добился отмены этих постановлений и удаления с кафедр ряда не согласных с ним профессоров. В 1825 г. поддерживавший его Кёльнский архиепископ Ф.А. фон Шпигель назначил его каноником кёльнского кафедрального капитула и членом совета Кёльнского архиепископства. С конца 1820 гг. ученики Гермеса вошли в число преподавателей университетов Бонна, Бреслау, Мюнстера, Браунсберга, католических семинарий Кёльна, Трира и др. В 1829 г. Гермес опубликовал вторую часть «Введения в христианско-католическую теологию» – «Positive Einleitung» («Положительное введение»), где на основе выработанного в «Философском введении» метода «положительного сомнения» («dubium positivum») доказывал историчность и объективную истинность Священного Писания, в частности Нового Завета (так называемое demonstratio christiana).

 



 
PR-CY.ru