Словарь по христианству Г ГЕРАСИМ

ГЕРАСИМ

ГЕРАСИМ (ум. в 1435 г.) – митрополит Киевский и всея Руси. Сведения о его происхождении содержатся в приписке к «Словам постническим» преподобного Исаака Сирина (XV в.). Сборник был переписан в 1428 г. в Смоленске с рукописи, которую по заказу Герасима написал 25 мая – 22 июня 1420 г. в константинопольском монастыре Богородицы Паммакаристос Тимофей (список 1420 г. не сохранился). В приписке к сборнику (датированной 14 августа 1428 г.) сообщается, что Герасим был «родом москвитин, Титов сын, Болванов внук». Возможно, прозвище деда Герасима произведено от одного из московских урочищ с названием Болвановье (известны в Замоскворечье и в Заяузье). В 1414 г. Киевский митрополит Фотий (1408 – 1431 гг.) со «священным Сбором священнейших архиепископ и епископ» выдал Герасиму, который был тогда иеромонахом, настольную грамоту на Владимирскую и Берестейскую кафедру. В 1415 г. Герасим участвовал в Соборе западнорусских епископов, на котором под давлением великого князя литовского Витовта (1392–1430 гг.) была создана отдельная общерусская митрополия во главе с Григорием Цамблаком (1364/1365 – 1419/1420 гг.). В 1420 г. Герасим побывал в Константинополе (где заказал сборник «Слов постнических» преподобного Исаака Сирина). Раньше 1428 г. по желанию Витовта и благословению митрополита Фотия он был переведён с Владимиро-Волынской кафедры (об этом сообщает приписка к «Словам постническим» Исаака Сирина 1428 г.), по-видимому, на Смоленскую кафедру. Некоторые исследователи связывают с Герасимом начало белорусско-литовского летописания в Смоленске. Между 1 сентября 1432 г. и началом 1433 г. Константинопольский патриарх Иосиф II (1416–1439 гг.) возвёл Герасима в сан митрополита Киевского и всея Руси (митрополит Фотий скончался 2 июля 1431 г., а раньше, зимой 1419/1420 г., умер Григорий Цамблак). К этому времени относится надпись, сделанная одним из спутников Герасима на стене константинопольского собора Святой Софии: «(Господи, пом)ози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митраполита Киевьскаго». Осенью 1433 г. Герасим вернулся из Константинополя в Смоленск митрополитом. Псковские летописи объясняют его приезд после поставления на митрополичий престол в Смоленск, а не в Москву шедшей в то время в Северо-Восточной Руси феодальной войной («князи руския воюются и секутся о княжении великом на Руской земли»). Впрочем, в первой половине 1430 гг. в Великом княжестве Литовском также шла борьба за великокняжеский престол между Свидригайло (около 1370 – 1452 гг.) и Сигизмундом Кейстутовичем (около 1365 – 1440 гг.). 26 мая 1434 г. в Смоленске Герасим возглавил хиротонию Евфимия II (Вяжицкого) во епископа Новгородского. В научной литературе высказывалось мнение, что Герасим был поставлен не на общерусскую митрополичью кафедру, а для управления западными епархиями Русской церкви – Западнорусской (или Литовской) митрополией, в разное время отделявшейся от общерусской кафедры. Такой точки зрения придерживались митрополит Платон (Левшин), Николай Михайлович Карамзин, Евгений Евстигнеевич Голубинский и др. Однако большинство историков (митрополит Макарий (Булгаков), Сергей Михайлович Соловьёв, Алексей Иванович Соболевский, Степан Борисович Веселовский, Александр Александрович Зимин, Яков Соломонович Лурье, Борис Андрееваич Успенский и др.) считали, что Герасим возглавлял общерусскую митрополию.

 



 
PR-CY.ru