ГЕРАСИМ - Страница 2

Его возведение на престол произошло после кончины митрополита Фотия, в то время как почти все попытки поставить отдельного митрополита на западную часть Киевской митрополии осуществлялись при живом митрополите всея Руси. Новгородские летописи и Житие новгородского архиепископа Евфимия называют Герасима «митрополитом» Московским и всея Руси (или «Киевским и всея России»), но в новгородских и псковских источниках на этот счёт могло быть намеренное извращение действительности. Его появление для новгородцев было очень кстати в их борьбе с московскими митрополитами из-за месячного суда. Они отправили к нему для поставления своего кандидата в архиепископы Евфимия II, которого не хотел посвящать митрополит Фотий. Поэтому вполне естественно, что новгородцы могли тенденциозно титуловать Герасима митрополитом «всея России». Хотя (с другой стороны) как будто не без значения был тот факт, что московский кандидат на митрополию был отправлен в Константинополь только после насильственной смерти Герасима. Показательно, что «митрополитом Русьстим» или «Руской земли» Герасим назван в великорусских источниках, Житиях Евфимия (Вяжицкого) и Михаила Клопского. В большинстве редакций Жития Михаила Клопского (в том числе в древнейшей) содержится сообщение о том, что блаженный Михаил, отрицательно относившийся к Литве, предсказал Евфимию (Вяжицкому) поставление у Герасима. Запись в Минее Праздничной, написанной в Мостищском монастыре во имя святителя Николая близ Новгорода «при архиепископе нашемь Герасиме Киевьстем и всеа Русе» датируется 30 ноября 1433 г. Поздняя Новгородская III летопись (списки XVII в.) титулует его «митрополитом Московским». Менее значимыми исследователям представляются свидетельства западнорусских источников, поскольку Западнорусские (Литовские) митрополиты, начиная с Романа (середина XIV в.), носили титул «митрополитов Киевских и всея Руси». Герасим титулуется «митрополитом Киевским и всея Руси» в западнорусской Кормчей из Ягеллонской библиотеки в Кракове (конец XV в.) и в смоленском Требнике (начало XVI в.). В Толковом Евангелии, переписанном в 1434 г. в Киево-Печерском монастыре иеродиаконом Иосифом, Герасим назван «архиепископом Киевским». С середины XV в. общерусские права Герасима ставились под сомнение в Москве митрополитом Ионой (который был возведён на престол Собором великорусских епископов) и его преемниками. После того как Смоленск был присоединен к Москве (1514 г.), и Смоленская кафедра стала частью Московской митрополии, в смоленском Требнике на полях листа, где Герасим назван в числе Киевских митрополитов, была сделана запись о непоминании за богослужением митрополитов «Пимена, и Дионисиа, и Григориа Цамблака, и Герасима, и Сидора». Со стороны Москвы в преемники митрополиту Фотию предназначался рязанский епископ Иона. Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь Василий II Васильевич его избрание обставил с особой торжественностью: привлёк к участию в избрании всех епископов, бояр и земских людей. Но епископу Ионе, наречённому в митрополиты в конце 1432 г., не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время.

 



 
PR-CY.ru