Словарь по христианству Г ГЕРАСИМ - Страница 3

ГЕРАСИМ - Страница 3

По-видимому, фигура Герасима, из-за непоследовательности Константинопольской патриархии (а отчасти и подкупности), украшенного титулом «всея Руси», требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату на «всю Русь». Великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе: Юрий Дмитриевич продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433–1434 гг. дважды его одолевал и занимал великое княжение. Только после смерти Юрия Дмитриевича в 1434 г. князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь (в конце или в начале 1436 г.) Иона отправляется в Константинополь, но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, т.к. раньше него (в середине 1436 г.) греки, соображаясь со своими собственными интересами, поставили на русскую митрополию своего (крайне им нужного) кандидата – Исидора (1436–1441 гг.). Неясна роль Герасима и в попытках заключения церковной унии в Литве в первой половине 1430 гг., осуществлявшихся по инициативе великого князя Свидригайло. Из Витебска 22 марта 1433 г. было отправлено письмо Базельскому собору от имени «князей, знати, бояр, военных, городов и горожан русских земель», в котором говорилось о поддержке церковной унии. К Базельскому собору 14 июля 1433 г. обратился Свидригайло, который писал, что он старается склонить к унии «князей, воевод и знатных русских». Послания папы Римского Евгения IV (1431–1447 гг.) на имя Герасима и Свидригайло датируются 20 октября 1434 г. Они свидетельствуют о том, что с их стороны в папскую курию поступило предложение о заключении унии с католической церковью. Папа убеждал Герасима продолжать усилия в этом направлении и рекомендовал созвать Собор, чтобы получить от православного духовенства полномочия на ведение переговоров, а затем прибыть в Рим для окончательного решения вопроса. Одновременно с посланиями папа выдал на имя Герасима охранную грамоту, призывавшую всех католиков содействовать данным переговорам. Однако у исследователей есть основания считать, что Герасим не был склонен к заключению унии: ни в одном из писем Свидригайло католической стороне не говорится о согласии православного духовенства на данный шаг. Утверждения о готовности митрополита к унии исходили от послов литовского великого князя – католиков, подвергаются сомнению, поскольку с ними не было ни грамоты, ни посла от Герасима. В конце марта 1435 г. по приказу великого князя Свидригайло Герасим, обвинённый в сотрудничестве с Сигизмундом Кейстутовичем, был арестован в Смоленске, затем отправлен в Витебск, где четыре месяца пребывал «в железах». Его арест связан с раскрытием в марте 1435 г. заговора в Смоленске, когда город удалось удержать под властью Свидригайло лишь благодаря решительным действиям великокняжеского наместника. Тогда Свидригайло обнаружил у Герасима «переветные грамоты», свидетельствовавшие о его контактах с Сигизмундом (причины ареста митрополита Свидригайло изложил в посланиях папе Евгению IV и Базельскому собору в июне 1435 г.). По приказу Свидригайло Герасим был сожжён на костре. Современники осудили казнь иерарха. В белорусско-литовских летописях поражение Свидригайло от Сигизмунда в решающей битве под Вилькомиром (современный Укмярге, Литва) в 1435 г. было расценено как Божья кара за это деяние: «И за то Бог не пособи Швитригаилу, что сожьже митрополита Герасима, и поможе Бог князю великому Жидимонту».



 
PR-CY.ru