ГЕОРГИЙ Синкелл - Страница 2

Это символическое соответствие, а также ровно 5500 лет от Адама до Христа, мистически указывающие на явление Нового Адама точно в середине шестого тысячелетнего «дня Господня» (по аналогии с созданием Адама в шестой день творения), – важнейшие для Георгия Синкелла доказательства истинности александрийской хронологии. В VII–VIII вв. более распространённой хронологической системой в Византии была так называемая византийская эра, которая отличалась от александрийской на 16 лет (1 г. = 5509/5508 г. до н.э.). Попытка Георгия Синкелла возродить авторитет «истинного счёта александрийцев», опираясь на имена и творения Ипполита Римского (около 170 – около 235 гг.), монаха Аниана и Максима Исповедника, была поддержана Феофаном, однако в IX–X вв. византийская эра окончательно вытеснила александрийскую. Хронологическая канва описания в первой части от сотворения мира выстроена Георгием Синкеллом по годам, во второй – от Божественного Воплощения (с ними соотнесены годы ветхозаветных патриархов, царей и императоров). Георгий Синкелл (в отличие от Африкана, Евсевия и «Пасхальной хроники», а также от Феофана) не выстраивает чёткой системы анналистического типа («канона»). В результате материал оказывается собранным в блоки, соответствующие отдельным царствованиям, что нарушает строгую хронологическую привязку событий, но даёт возможность вставлять в текст пространные богословские и другие цитаты, не разрывая их цельности (чем часто вынужден жертвовать строгий «анналист» Феофан). В начальных разделах компиляции Георгий Синкелл основывает рассказ в большей степени не на канонической книге Бытия, а на Книге юбилеев, поскольку там намного подробнее изложены ветхозаветные события. Исследователи считают характерным, что при этом хронист заявляет, что «таким, как мы, несовершенным не следует допытываться и любопытствовать о том, о чём умалчивается в богодухновенном Писании» (возможно, это – скрытая цитата из Анастасия Синаита), ибо «всё, что полезно и дозволено людям, изложено для нас через Духа Святого, и поступающим правильно не следует идти далее божественных определений, дабы вместо малой пользы не навлечь на себя великого вреда». Однако Георгий Синкелл считает необходимым обратиться к неканоническим текстам, «чтобы допытывающиеся не впали в ещё более нелепые мнения». Излагая по апокрифическим книгам историю Адама и Евы в раю, хронист поясняет, что делает это «из любви к науке». В повествовании о допотопных временах Георгий Синкелл придерживается восходящей к ветхозаветным апокрифам интерпретации библейских «сынов Божиих» (Быт. 6:1–4) как потомков Сифа, сына Адама, прозванных за своё благочестие «бодрствующими». Совращённые дьяволом, они в 1000 г. от сотворения мира отступили от своей доблестной жизни «в Эдеме напротив рая» и породили исполинов от «дочерей человеческих», происходивших от других сыновей Адама, коих у него всего насчитывалось 33. Повествование иллюстрируется цитатой из книги «Имуф» египетского философа Зосима Панополитанского (ум. около 300 г.) о сношении женщин с демонами, которые научили их всяким наукам и искусствам. Последовательно проводя хронологию Аниана, Георгий Синкелл, тем не менее, не во всём разделяет взгляды александрийских хронистов.

 



 
PR-CY.ru