ГЕОРГИЙ Синкелл - Страница 3

Предметом его особой критики стала попытка Панодора и Аниана согласовать с Библией мифическую хронологию египтянина Манефона и вавилонянина Бероса, пересчитав указанные у них гигантские числа царствования первых царей в лунных месяцах и днях. При помощи этой процедуры ему удалось получить, что первые династии воцарились одновременно в Вавилоне и Египте в одном и том же 1059 г. от сотворения мира, за 1183 г. до Всемирного потопа, и приписать их основание библейским исполинам. Георгий Синкелл категорически отрицает существование допотопных царств, поскольку о них не упоминается в Библии. Любопытным примером его подхода к разрешению хронологических проблем, имеющихся в Библии, исследователи считают сюжет с датировкой перехода Авраама и смерти Фарры. Авраам перешёл из Харрана в Ханаан в 75 лет после смерти Фарры (Деян. 7:2–4), но Фарра после рождения Авраама и его братьев прожил 205 лет (Быт. 11:26, 32). Георгий Синкелл разрешает противоречие, видя в словах первомученика Стефана в «Деяниях апостолов» указание на духовную, а не на физическую смерть отца Авраама. В основе изложения истории Израильского царства лежат «Иудейские древности» Иосифа Флавия (вероятно, из-за того, что историческая информация в книгах Священного Писания слишком разбросана и менее полна). В противоположность другим византийским хронистам (Иоанну Малале, Георгию Амартолу) Георгий Синкелл не придаёт значения провиденциалистской исторической концепции о четырёх мировых царствах, основанной на известном пророчестве Даниила. Идея о Римской (Византийской) империи как о последнем мировом царстве накануне Второго пришествия в его хронике не находит вообще никакого отражения. Во второй части труда, посвящённой Римской империи I–III вв., Георгий Синкелл вместо тематических разделов о тех или иных событиях в разных странах мира вводит несколько более строгую рубрикацию по годам от сотворения мира. Повествование об Иисусе Христе и о начале Римской империи построено на чередовании сведений из трёх блоков. Первый – история Рима в правление Августа и Тиберия (в основном по хронике Евсевия Кесарийского); история Антония и Клеопатры передана по Юлию Африкану. Второй – история Иудеи и династии Ирода (по трудам Иосифа Флавия и Евсевия). Третий – новозаветное повествование. Наиболее часто Георгий Синкелл пользуется Евангелием от Луки, по которому изложены Благовещение, Рождество, эпизод с проповедью мальчика Иисуса в Иерусалиме, проповедь Иоанна Предтечи, Крещение Христа и убийство Иоанна, Распятие и Воскресение. Особое внимание уделено распятию и чудесным событиям («мрак», землетрясения), происшедшим в это время во всём мире (здесь Георгий Синкелл приводит пространные выписки из трудов Юлия Африкана и Евсевия). Характерно, что он не считает Тайную вечерю пасхальной трапезой, называя день Страстей Господних, пятницу 23 марта 5534 г. от сотворения мира (42 г.), 14 нисана, в чём якобы каждый может убедиться из пасхалии (в действительности по александрийской пасхалии этот день оказывается 15 нисана).

 



 
PR-CY.ru