ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ, второе - Страница 11

Тело Христово находится на небесах одесную Отца Своего, а потому наши сердца должны вознестись в небеса, а не концентрироваться на хлебе… Он Сам (Христос) сказал за Своей последней Вечерей, что будет пребывать с нами (Ин. 14–16). Отсюда следует, что за Вечерей мы встречаемся со Христом, и в то же самое время наша Вечеря бескровна и мистична, что повсеместно утверждали древние отцы». В Гельветическом исповедании подробно описан чин Вечери. Подготовка к ней заключается в том, чтобы, «как научает нас апостол, исследовать себя, и особенно в отношении нашей веры». Чин Вечери должен быть «как можно более простым и возвышенным, восходящим к первоначальному установлению Господа и апостольскому учению: вечеря должна включать в себя: возвещение Слова Божьего (проповедь), благочестивые молитвы, действие Самого Господа и его повторение, вкушение Тела и питие Крови Господних, достодолжное воспоминание Христовой смерти, добросовестное благодарение и святое общение в единстве Тела Церкви». Те, кто подходят к «Господней священной Трапезе без веры, принимают только внешнее таинство, не получая сущность или материю Таинства, становящуюся источником жизни и спасения», и тем самым вкушают себе в осуждение. В заключение этой главы осуждается евхаристическая практика Римско-католической церкви. Далее в Гельветическом исповедании рассматриваются практические вопросы церковной жизни. Первыми упоминаются церковные собрания, необходимые для «публичных молитв и прошений, правильного совершения священных Таинств, сбора пожертвований для неимущих и оплаты всех церковных издержек, а также поддержания общественных контактов». Эти собрания не должны быть тайными, за исключением случаев религиозных гонений на верующих, и устраивать их надо в «особых зданиях или вместительных и светлых храмах, очищенных, однако же, от всего, что не приличествует для Церкви». Все присутствующие на собраниях должны вести себя скромно и благоговейно, понимая, что они «находятся в священном месте, в присутствии Самого Бога и Его святых ангелов». Именно поэтому все пышное убранство церкви и облачения священников, всё, что не соответствует смирению и умеренности, надо удалить из святилища: «Ибо подлинные церковные украшения заключаются не в слоновой кости, злате или драгоценных камнях. Но в скромности, благочестии и добродетели тех, кто находится в церкви». Богослужение должно проводиться только на родном языке верующих. Частные молитвы человек может совершать на любом доступном ему языке. Молитвы необходимо возносить только Богу и «через посредничество одного Христа». Призывание святых или обращение к ним как к посредникам «истинная религия воспрещает». Молитвы должны возноситься за «правителей, царей, начальников, церковнослужителей и все приходские нужды». Если церковь или государство постигли какие-либо бедствия, молитва должна совершаться непрестанно, как частная, так и общая. С точки зрения Гельветического исповедания, не существует никаких временных (канонические часы) или пространственных (только в храме) ограничений для произнесения молитвы или ее раз и навсегда установленной формы: «Сократ (Схоластик) в своей «Церковной истории» пишет: “Во всех частях мира вы не найдете и двух церквей, полностью сходных в молитве”». Далее даются конкретные рекомендации для служителей по организации общей молитвы верующих: она не должна быть слишком длинной и утомительной, чтобы, «когда наступит время для слушания евангельского учения (т.е. проповеди), они в изнурении не покинули бы собрания или не желали и вовсе остановить богослужение».

 



 
PR-CY.ru