Словарь по христианству Г ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ, второе

ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ, второе

ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ, второе (Confessio Helvetica posterior) – символические книги протестантов Швейцарии, вероисповедание швейцарской реформатской церкви, написанное в 1562–1566 гг. Генрихом Буллингером (1504–1575 гг.); впоследствии один из наиболее авторитетных вероучительных документов реформатских церквей. Первым Гельветическим исповеданием называется второе Базельское исповедание. Оно было составлено в 1534 г. и получило только местное значение в Базеле и Мюльхаузене, поскольку единой протестантской доктрины в Швейцарии тогда не было, а церкви создавались по кантонам. Новый национальный символ (первое Гельветическое исповедание), состоявшее из 27 статей, было составлено в 1536 г. по распоряжению магистратов Базеля и других городов, стремившихся к объединению с лютеранами (см. Лютеранство). Работу над ним поручили Генриху Буллингеру с группой теологов. Хотя сам Мартин Лютер (1483–1546 гг.) одобрил Гельветическое исповедание, попытка найти общий язык с лютеранами не удалась из-за разногласий по вопросу о евхаристии, швейцарское понимание которой лютеранские общины (в частности, в Страсбурге) отвергли как цвинглианское (см. Цвинглианство), чисто символическое. В 1549 г. Жан Кальвин (1509–1564 гг.) и Гийом Фарель (1489–1565 гг.) посетили Г. Буллингера и предложили свою теологическую трактовку, которая легла в основу так называемого Цюрхского согласия – объединения цвинглиан и кальвинистов (см. Кальвинизм) при признании авторитета кальвинистов, после которого в Швейцарии фактически возникла единая группа реформатских церквей. В основу же второго Гельветического исповедания легло изложение на латинском языке доктрины, написанное Г. Буллингером во время чумы 1562 г. в виде своего рода богословского завещания на случай смерти. Незадолго до смерти друга Петра Мартира (12 ноября 1562 г.) он показал ему Гельветическое исповедание и получил одобрение. Через два года (во время эпидемии чумы) Г. Буллингер расширил и доработал документ и приложил к нему своё завещание, из которого следовало, что исповедание должно было быть доставлено в магистрат Цюриха в случае его смерти. Буллингер выжил, но похоронил жену и трёх дочерей. В 1565 г., когда курфюрст Пфальца Фридрих III Благочестивый (1515–1576 гг.) был обвинён в ереси и оказался перед угрозой исключения из числа участников Аугсбургского мирного договора за свои реформатские взгляды и публикацию Гейдельбергского катехизиса (1563 г.), он обратился к Г. Буллингеру с просьбой подготовить исповедание веры, которое могло бы опровергнуть выдвинутые против него обвинения. В ответ тот послал ему рукопись Гельветического исповедания. Фридрих Благочестивый высоко оценил полученный документ. На март 1566 г. император Максимилиан II (1527–1576 гг.) назначил заседание Имперского рейхстага в Аугсбурге, где должно было разбираться дело Фридриха III. В это время в Швейцарии возникла потребность в общенациональном исповедании веры. Первое Гельветическое исповедание (1536 г.) было слишком кратким, Цюрихское исповедание (1545 г.), Цюрихское согласие (1549 г.) и Женевское согласие (1552 г.) касались только вопросов Вечери Господней и предопределения, и только новое исповедание, написанное Г. Буллингером, удовлетворяло всем предъявляемым требованиям. Теолог-кальвинист, руководитель реформатской церкви Женевы Теодор Беза (1519–1605 гг.) приехал в Цюрих и принял участие в подготовке Гельветического исповедания для общенационального использования. Буллингер внёс необходимые изменения в текст и приготовил версию на немецком языке.

 



 
PR-CY.ru