ГАНС Гольбейн Младший - Страница 2

В эти годы Гольбейн был тесно связан с кружком базельских гуманистов, сблизился с жившим в том время там Эразмом Роттердамским и написал несколько превосходных его портретов, в которых запечатлел как историческое значение великого гуманиста, так и его личные, человеческие черты (например, портрет 1523 г. в частном собрании в Лонгфорд Кестл или профильный портрет в Лувре, 1523 г.). Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются также портрет юриста Бонифация Амербаха, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526 г.). Картины на религиозные сюжеты, выполненные Гольбахом в этот период, немногочисленны: десять картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Майер. Исследователи отмечают, что в этих картинах художник в большинстве случаев  подчёркивает земные, человеческие черты. Так, изображая «Мёртвого Христа» (1521 г., Базельский музей), он с таким неприкрытым реализмом написал тронутый тлением труп, что религиозное содержание картины оказалось отодвинутым на второй план. Прославленная «Мадонна бургомистра Майера» (1525–1526 гг., Дармштадт) представляет собой, в сущности, групповой портрет семьи Майера. Помимо яркости портретов, эта картина обращает на себя внимание величием и классической уравновешенностью композиции. Среди графических работ Гольбейна, выполненных в годы пребывания в Базеле, особенно выделяется серия гравюр на дереве «Пляска Смерти» (58 л.). В этих маленьких гравюрах, размер которых составляет всего 6,5х5 см., перед нами проходят люди всех сословий, профессий и возрастов, занятых своим повседневным трудом или проводящие время в пирах и развлечениях. Их всех предостерегает смерть, которую они часто совсем не замечают. Интересно, что Гольбейн обычно изображает смерть злорадно торжествующей над знатью и богачами, в то время как к бедняку она нередко относится с сочувствием, иногда даже помогая ему завершить сего последний труд («Крестьянин и смерть»). Эти гравюры были вырезаны по рисункам Гольбейна первоклассным резчиком Гансом Лютцельбургером, сумевшим сохранить, несмотря на малый размер, точность и выразительность гольбейновского штриха. К этому же времени (1524–1526 гг.) относятся также рисунки к Ветхому Завету (91 л.). В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, т.к. из-за Реформации ему стало трудно находить заработок, и направился в Англию. Исследователи полагают, что мысль о поездке в Англию ему подсказал Эразм Роттердамский, который и дал ему рекомендательные письма. После приезда в Лондон Гольбейн был радушно принят в доме Томаса Мора, занимавшего в то время пост канцлера. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за всё время своего пребывания там писал исключительно портреты: Томаса Мора и его семейства, немецкого математика и астронома Никласа Кратцера, архиепископа Кентерберийского, Годсельва и др. После возвращения в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530 г., сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где им были исполнены в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. В начале 1530 гг. Гольбейн выполнил много заказов для купцов немецкой колонии в Лондоне (портреты, росписи «стального двора» и др.). Одним из лучших портретов этого времени является портрет ганзейского купца Георга Гиссе (1532 г., Берлин, Далем). По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности.

 



 
PR-CY.ru