ГАНС Гольбейн Младший - Страница 3

К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Произведения Гольбейна имели успех, он стал получать заказы и от английской знати, а с 1536 г. сделался придворным живописцем короля Генриха VIII Тюдора (1471–1547 гг.), занимаясь с этого времени исключительно портретом. Его портреты этой поры несколько отличаются от более ранних работ: в них сказались и влияние вкусов двора, и общая эволюция европейского искусства, постепенно отступавшего от традиций Ренессанса. Ограниченность пространства, уплощение формы и графичность её трактовки в какой-то мере роднят поздние работы Гольбейна с повсеместно распространившимся в эти годы в Европе искусством маньеризма. В его поздних работах преобладают фронтальные положения, движения скованы чопорностью придворного этикета, чувство человеческого достоинства иногда сменяется холодной надменностью. И всё же Гольбейн никогда не становится на путь идеализации, и даже его поздние портреты всегда отличаются неприкрашенной правдивостью. Среди лучших картин последних лет исследователи называют портреты французского посла в Лондоне Моретта (Дрезден, Картинная галерея), несколько портретов Генриха VIII (Рим, Национальная галерея), жён короля Джейн Сеймур (Вена, Художественно-исторический музей), Анны Клевской (Париж, Лувр), Эдуарда VI, герцога Норфолка и т.д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, чтобы писать портреты принцесс, которыми Генрих VIII интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключён. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, ни разу не притронувшись к жене, подал на развод. Вторая принцесса, Кристиан Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха. Особое место в его художественном творчестве занимают рисунки. Среди сохранившихся рисунков есть и подготовительные эскизы к картинам, и росписи, и наброски для ювелиров, и т.п. Но больше всего среди них – подготовительные рисунки к портретам, исполнявшиеся с натуры. Эти рисунки особенно драгоценны потому, что в них зафиксировано живое и непосредственное впечатление художника, не всегда сохраняющееся в живописном произведении. Они исполнены в разных техниках – перо, тушь, серебряный карандаш, позднее к ним добавляются уголь и сангина. Иногда они немного подцвечены акварелью. Отличительной особенностью портретных рисунков Гольбейна (особенно позднего периода) является их поразительная лаконичность. С помощью немногих точнейших штрихов он умел передать характер, уловить выражение лица, создать ощущение пластической формы. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки. Его живописные произведения отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё и тем, что он перенёс в Германию расцвет итальянского Возрождения, не утратив при этом своего национального характера; в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.). Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне. Он был последним художником немецкого Возрождения. Начавшийся столь блестяще расцвет немецкой живописи был быстро приостановлен в результате разгрома народного движения и победы феодальной реакции, надолго отбросившей назад культурное развитие Германии. В честь Гольбейна своё имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, т.к. художник часто изображал их на своих портретах. В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии. Лит.: Бенсьюзан С.Л. Гольбейн / С. Бенсьюзан; пер. Е. Боратынской. – М.: Ю.И. Лепковский, 1910; Гольбейн Г. младший. Пляска смерти / вступ. ст. А. Могилевского. – М.: Ритм, 1923; Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV и первой половины XVI века / М.Я. Либман. – М.: Искусство, 1972; Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего / В.А. Пахомова. – Л.: Искусство, 1989.



 
PR-CY.ru