ГАНС Гольбейн Младший

ГАНС Гольбейн Младший (1497–1543 гг.) – живописец, один из величайших немецких художников, последний великий мастер немецкого искусства XVI в.; самый знаменитый представитель этой фамилии. Среди художников Германии он выделяется классичностью своих работ. Гольбейн был далёк от позднеготической патетики, и его произведения с самой ранней поры обладали ясностью и спокойным величием ренессансного искусства. По своей тематике произведения Ганса Гольбейна Младшего отличались от произведений большинства его соотечественников. Среди его работ сравнительно мало картин религиозного содержания. Он писал фрески на сюжеты из мифологии, античной истории и современной литературы, но, главным образом, посвятил себя искусству портрета, который занимает в его творчестве преобладающее место. Родился Ганс Гольбейн Младший в Аугсбурге (Германия), учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего (1465–1524 гг.), испытал влияние Ганса Буркмайра (1473–1531 гг.). Аугсбург, крупнейший торговый и банкирский город южной Германии, был издавна связан с Италией и испытал воздействие итальянской культуры. В живописи здесь наблюдалось наиболее сильное влияние искусства итальянского Возрождения (например, в творчестве Ганса Буркмайра), так что Гольбейн ещё в юности, обучаясь у отца, мог одновременно познакомиться и с итальянской традицией. Около 1515 г. он вместе с братом Амброзиусом Гольбейном (1494–1519 гг.) покинул Аугсбург и после традиционного путешествия поселился в Базеле (Швейцария), крупном университетском городе, центре книгопечатания и гуманизма, где братья два года работали в мастерской ведущего живописца Базеля Ханса Хербстера. В Базеле Гольбейн жил и работал до 1526 г., успел познакомиться со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским (1469–1536 гг.), по просьбе которого иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 г. (82 рисунка). Этими рисунками, сделанными по заказу издателя Фробена на полях авторского экземпляра только что вышедшей книги, он обратил на себя внимание. Иллюстрации имели большой успех и обеспечили Гольбейну заказы издателей. Он иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера (1483–1546 гг.). Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Но материальное положение Гольбейна в это время было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 г. он написал портрет бургомистра Якоба Майера и его жены (Базельский музей), а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году – фрески внутри и на наружных стенах дома Якоба Гертенштейна в Люцерне. Пластичность формы, свободное расположение фигур в пространстве, плавное течение линий, наконец, введение ренессансной архитектуры роднят эти портреты с искусством итальянского Возрождения. Но при этом Гольбейн сохраняет и чисто немецкие черты – точность в передаче особенностей лица модели и тщательность отделки деталей. Фрески в доме бургомистра выполнены на сюжеты из античной истории (сохранились лишь небольшие фрагменты росписи). После поездки в Италию он принял гражданство в Базеле (осень 1519 г.) и вскоре занял должность живописца городского Совета, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая, таким образом, скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами. В 1521–1530 гг. Гольбейн сделал в зале заседаний в городской ратуше большую роспись, посвящённую прославлению гражданских добродетелей. Сюжеты этой не дошедшей до нас росписи были почерпнуты из сочинений античных авторов и книги английского гуманиста Томаса Мора (1478–1535 гг.) «Утопия».

 



 
PR-CY.ru