ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ, «Двоеслов» - Страница 6

Лишь в самых высоких церковных кругах была сделана попытка отделить деловую, фактическую сторону античной культуры от её идеологического «языческого» осмысления и принять первую, не принимая второй. Такой попыткой была огромная (20 книг) энциклопедия, составленная епископом Исидором Севильским, – «Этимологии или Начала», призванная полностью освободить читателей от обращения к языческим первоисточникам. Все сведения в ней тщательно собраны из Отцов церкви, всё единообразно излагаются в виде определений и фактов – все благородные науки: о Боге, о человеке, о мироздании, о культуре и быте (вместе с медициной и правом). Сопоставляя беседы Григория Двоеслова с творениями другого знаменитого проповедника более ранней эпохи – Иоанна Златоуста, исследователи отмечают, что в отличие от Иоанна Златоуста, пастыря, сурово бичующего и обличающего порок, Григорий I был проповедником утешающим. Обращаясь к своим прихожанам, он стремился снять с их плеч груз каждодневных забот, притупить горечь утрат и разочарований. В своём «Пастырском правиле» он писал, что нельзя быть пастырем непримиримым: надо помнить о естественных слабостях человека (что и роднит его с Иоанном Лествичником). Григорий I писал, что главное в проповеди – это не блеснуть красотой слова, а донести до слушателя дух Евангелия, затронуть его сердце. Проповеди Григория I всегда были безыскусны и просты, однако его заслуги в этой области были настолько велики, что Двоеслова называют иногда творцом латинской проповеди. При всей, на первый взгляд, неумеренности этой оценки (ведь не секрет, что до Григория I на Западе было много талантливых проповедников: Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Лев Великий и др.), она всё же не кажется исследователям безосновательной. Современники безмерно восхищались творениями Григория Двоеслова, и в последующих веках они продолжали оставаться предметом подражания. Взгляды Григория I определили догматику Средних веков, но они обнаруживают и глубокое падение богословской мысли. Григорий I упрощает и вульгаризирует Августина Блаженного, сочетая с ним реалистические представления народной религии об истории мира, Божестве, небе и аде. Он считал, что к спасению, кроме благодати, ведут помощь Христа, ангелов и святых и добрые дела самого человека: покаяние, молитвы, милостыни и т.д. Таким значением моральной стороны религии и таким её пониманием объясняется содержание проповедей Григория I, наполненных необыкновенными, но поучительными чудесами «Диалогов», вторая книга которых ярко изображает преимущества «созерцательной» жизни перед деятельной биографией Бенедикта Нурсийского. Григорий I стал фактическим правителем в Италии, заложив основы церковного государства и подняв значение римско-католической церкви до уровня вселенской, когда императорская власть под ударами варваров терпела крах. Обращение язычников других стран в христианство он взвалил именно на монашество. При всей своей образованности Григорий I Великий, тем не менее, отрицательно относился к светскому образованию и способствовал уничтожению памятников языческого наследия (античные книги, скульптуры и т.д.), в чём недалеко ушёл от гуннов и вандалов. Но именно на примере Григория I Великого исследователи лишний раз убеждаются, насколько отдельная личность в состоянии менять ход истории. И очень показательно, что его преемники демонстрируют картину постепенной деградации «наместников Петра». Григорий I почитается святым и в католической, и в православной церквах, день памяти – 12 марта. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru