ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ, «Двоеслов» - Страница 4

В результате в его руках оказались очень большие по тем временам богатства, которые позволяли папе содержать большую администрацию, оказывать поддержку другим церквам, влиять на политические отношения, основывать и поддерживать монастыри, богоугодные заведения и развивать широкую благотворительную деятельность. Всё это делало римскую церковь очень влиятельной, и укрепляло материальные основы идеи римского примата. Ни один из его предшественников не вмешивался столь систематически в дела всей церкви, и ни один из них не действовал так осмотрительно и методично. Наибольшим влиянием Григорий I пользовался в средней и южной Италии, где местное население тяготело к Риму. На севере Италии владычество лангобардов сломило сопротивление Милана, теперь тяготевшего к папе, а единственным серьёзным противником оставалась Равенна, архиепископы которой претендовали на некоторую независимость. В 595 г. Григорий I назначает архиепископом Равенны своего друга, римского пресвитера Мариниана, который, тем не менее, не обнаруживает должного «смирения». И в Аквилее Григорию I приходится считаться с некоторой самостоятельностью церкви, готовой даже апеллировать не в Рим, а в Константинополь. Но Григорий I, не обостряя отношений, руководствуется общецерковными интересами, не забывая о значении папства и его укреплении. Стараясь положить конец донатистской схизме в Африке (см. Донатисты), он пытается изменить порядок избрания примаса африканской церкви, но, натолкнувшись на сопротивление епископов, оставляет в силе «обычай, установленный велением апостола Петра». Узнав об обращении испанского короля в католицизм, Григорий I посылает епископу Севильи Леандру «дар св. Петра» (омофор), а после его смерти в 600 г. посылает своего «дефензора» для улаживания дел испанской церкви. Наименее зависимой от папы оставалась франкская церковь, но и здесь Григорий I, по соглашению с Хильдебертом, следуя старой политике курии, назначает епископа Арля Вигилия своим «викарием», приветствуя «возвращение доброй дочери в лоно матери». Григорий I организует и молодую английскую церковь, делая Августина её примасом. Ещё в 596 г. он направил миссию из сорока бенедиктинских монахов в Англию, положив начало её христианизации и распространив юрисдикцию римской церкви на её территорию. Папа продолжает римскую политику и в Иллирии, отстаивая перед Константинополем связь этой провинции с Римом: везде, где только возможно, он устанавливает викариев, митрополитов, являющихся заместителями папы, «прирождёнными легатами». В спорах с константинопольским патриархом Иоанном IV «Постником» Григорий I  отстаивал идею главенства папы Римского над всеми христианскими епископами. Выступая против присвоения константинопольскими патриархами титула «Вселенский», папа ввёл один из официальных титулов пап – «раб рабов Божьих» («servus servorum Dei»). Реально Григорий I идёт дальше своих предшественников, но формально стоит за ними, меньше подчёркивая папское верховенство. Он полон сознания высокого значения «служенья» римского епископа, которому «передана забота обо всей церкви». И если епископы в чем-нибудь погрешат, они все оказываются подчинёнными папе. Но если нет на них вины, они все «смирения ради» равны римскому епископу. Утверждая примат Рима, Григорий I не выдвигает его столь резко, как его предшественники; отстаивая значение Рима как апелляционной инстанции, щадит самолюбие епископов. Но он не хочет мириться с притязаниями и претензиями константинопольского патриарха. Принимая апелляцию на него, энергично протестует против принятия константинопольским епископом титула «Вселенский», что якобы унижает честь других епископов, и ставит в опасное положение всю церковь – впадение в ересь «Вселенского» епископа означало бы падение всей церкви. Даже папы, утверждает он, не носят такого титула, хотя его дал им Халкидонский собор, и они действительно стоят во главе церкви. Григорий I побуждает к сопротивлению Антиохию и Александрию и, когда на византийский престол вступает Фока (602–610 гг.), льстит этому узурпатору, лишь бы «удалить из церкви безбожный и гордый титул» и добиться своего. И Фока признаёт Рим за «главу всех церквей».

 



 
PR-CY.ru