ГОНОРИЙ ОТЁНСКИЙ, Гонорий Затворник - Страница 2

Принимая авторство Гонория Отёнского сочинения «Об образе мира» и опираясь на другие его трактаты, исследователи говорят о его концепции творения, включающей пять этапов (модусов). Первоначально, до времени (ante tempora saecularia), мир был сформирован в виде идеи в Божественной мысли, что представляет собой «архетип мира» («archetypus mundus»). На втором этапе по образу архетипа был сотворён чувственно воспринимаемый мир в материи, который есть «тень этого архетипа». Затем в течение шести дней (библейские дни творения) он приобрёл отдельные виды и формы. Ныне (четвёртый этап) мир продолжается во времени, когда каждое существо воспроизводит себя, порождая другие существа того же вида. В конце времён (пятый этап) мир будет преображён Богом. Души людей «были сотворены изначально в невидимой материи» (т.е., очевидно, одновременно вместе с миром), но затем они «формируются» и «посылаются для соединения с телом». После смерти они воскресают уже в телах духовных – здоровых, красивых и равных возрастом 36 годам. Убеждённый в том, что природу вещей можно познать, отыскав первоначальный смысл называющих их слов, Гонорий Отёнский в сочинении «Об образе мира» активно использует этимологию в объяснении сущностей описываемых им предметов и явлений. Эти объяснения сопровождаются символическими толкованиями. Так, исходя из своего представления о том, что слово «mundus» («мир») этимологически связано со словосочетанием «undique motus» («всестороннее движение»), автор даёт следующее определение мира: «Миром называется как бы всестороннее движение («mundus dicitur quasi undique motus»), поскольку в нём ничто не пребывает в неподвижности». Боговоплощение, согласно Гонорию Отёнскому, имеет своей причиной исключительно предведение о грядущем обожении человека и совершенно не зависит от факта его грехопадения: и авторитет Священного Писания, и чистый разум говорят о том, что Бог стал бы человеком, даже если бы человек никогда не согрешил. В трактате «Об изгнании души и её отечестве» он подчёркивает, что «отечеством» души является мудрость, данная в Священном Писании, к которой душа после грехопадения из глубин невежества, места её «изгнания», восходит через науку. Таким образом, здесь воспроизводится классическая схема средневекового образования: начиная со свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), к которым Гонорием Отёнским добавлены физика, механика и экономика (всего 10 «градов»–этапов), познающий человек приходит к изучению Священного Писания, богословия, чтобы обрести мудрость. Его взгляды на проблему согласования Божественного предведения и свободы воли человека, изложенные в сочинениях «Неизбежное, или Диалог о свободе решения» и «Книжица о свободе решения», близки к концепции Ансельма Кентерберийского. Он считал, что человек обладает свободой решения по природе, но после грехопадения не способен ни к какому благу. Только снисходящая Божественная благодать делает его желающим блага и помогает ему благо совершать. Заслуга человека заключается в том, что он принимает «посох» благодати и, приняв, не выпускает из рук, т.е. в способности сохранять правильное, должное направление воли, причём ради самой этой правильности, а не чего-либо иного. Правильное же направление воли – то, которое совпадает с волением Бога. Злые люди и демоны обладают свободным решением в том смысле, что либо не желают принять предложенную благодать, либо, приняв, отпускают. В сочинении «Просветитель...» рассматриваются, в частности, перспективы на спасение представителей различных слоёв средневекового общества, причём земная социальная иерархия в загробном мире или вообще отрицается, или выступает в перевернутом виде.

 



 
PR-CY.ru