Словарь по христианству Г ГОНОРИЙ ОТЁНСКИЙ, Гонорий Затворник

ГОНОРИЙ ОТЁНСКИЙ, Гонорий Затворник

ГОНОРИЙ ОТЁНСКИЙ, Гонорий Затворник (1075/1080 – около 1156 гг.) – католический богослов, философ, историк, учёный-энциклопедист, плодовитый писатель, примыкавший к клюнийцам (о Гонории Отёнском известно только из его сочинений). По мнению исследователей, предположение о том, что он жил в бургундском г. Отён, скорее, ошибочно. Они считают более вероятным, что местом его первоначального проживания был Аугсбург в Швабии, латинское название которого (Augusta Vindelicorum) схоже с латинским названием Отёна (Augustodunum). Гонорий Отёнский мог быть учеником схоласта Ансельма (1033–1109 гг.), Кентерберийского архиепископа, под влиянием идей которого написаны некоторые его сочинения. В период между 1093 и 1109 гг. Гонорий Отёнский переехал в Регенсбург, где около 1133–1134 гг. принял монашеский постриг и имя Гонорий. Его перу принадлежат: 1. Комментарии к книгам Священного Писания: «Expositio totius Psalterii» («Изложение всей Псалтири»), «Quaestiones et responsiones in Proverbia et Ecclesiastem» («Вопросы и ответы на Пророков и Екклесиаста») и др.; а также комментарий на виднейшего представителя западной патристики Августина Блаженного (354–430 гг.) – «De anima et de Deo quaedam ex Augustino excerpta» («Извлечения из Августина о душе и о Боге»). 2. Богословские сочинения, затрагивающие широкий круг вопросов догматики, литургики, аскетики, духовной жизни, церковно-государственных отношений: «Hexaemeron» («Шестоднев»), «Liber duodecim quaestionum» («Книга о двенадцати вопросах»), «Libellus octo quaestionum de angelo et homine» («Книжица о восьми вопросах об ангеле и человеке»), «De animae exsilio et patria» («Об изгнании души и ее отечестве»), «Inevitabile sive Dialogus de libero arbitrio» («Неизбежное, или Диалог о свободе решения»), «De libero arbitrio libellus» («Книжица о свободе решения»), «Summa gloria de Apostolico et Augusto» («Высшая слава папская и императорская»), выстроенный в виде беседы учителя с учеником католический катехизис «Elucidarium sive Dialogus de summa totius christianae theologiae» («Просветитель, или Диалог о сумме всей христианской теологии»), «Gemma animae» («Гемма души»), «Speculum Ecclesiae» («Зерцало Церкви»), «Eucharistion» («Евхаристия»), «Scala coeli major» («Небесная лествица большая») и «Scala coeli minor» («Небесная лествица меньшая»), «Refectio mentium» («Обновление умов»), «De cognitione verae vitae» («О познании истинной жизни»), «De vita claustrali» («О жизни затворнической»), «Utrum monachis liceat praedicare» («Позволяется ли монахам проповедовать»), «De apostatis» («Об отступничестве») и др. 3. Церковно-исторические сочинения: «Summa totius de omnimoda historia» («Полная сумма всеобщей истории»), «Catalogus Romanorum pontificum» («Каталог Римских понтификов»), «Liber de haeresibus» («Книга о ересях»), а также «De luminaribus ecclesiae sive De scriptoribus ecclesiasticis» («О светочах Церкви, или О церковных авторах»), где приводится комментированный список христианских писателей, начиная с евангелистов, а в конце даётся 21 наименование сочинений самого Гонория Отёнского. 4. Естественнонаучные трактаты: «Commentarius in Timaeum Platonis» («Комментарий на «Тимея» Платона»), «De solis affectibus» («О состояниях Солнца»), диалог «Clavis physicae» («Ключ к физике»), основанный на сочинении «Перифюсеон» ирландского философа и богослова Иоанна Скота Эриугены (около 810 – 877 гг.), содержащий схемы и рисунки, на которых различные части мироздания и действующие в нём силы часто иллюстрируются олицетворяющими их человеческими фигурами: время – в виде старца, пространство (точнее, место; locus) – в образе женщины. 5. Ему приписывается энциклопедия «De imagine mundi» («Об образе мира»; или «Imago mundi de dispositione mundi» – «Образ мира относительно расположения частей мира»). Гонорий Отёнской не был оригинальным богословом: его богословско-философские взгляды, проникнутые платонизмом, формировались под влиянием наследия Аврелия Августина, Ансельма Кентерберийского и, вероятно, Эриугены, а его натурфилософские воззрения близки к воззрениям шартрской школы средневековой схоластической философии. В богословских трудах (учение о Троице и христология) он придерживался реалистического направления схоластики.

 



 
PR-CY.ru