ГОНОРИЙ ОТЁНСКИЙ, Гонорий Затворник - Страница 4

В предисловии автор сообщает, что не помещает в книгу «ничего, кроме того, что одобряет предание древних». Мир, согласно Гонорию Отёнскому, имеет шарообразную форму и строением напоминает яйцо. В его центре находится круглая Земля, поверхность которой разделена на пять зон. Крайние зоны являются необитаемыми по причине царящего в них холода, т.к. солнце никогда не приближается к ним, а центральная – из-за нестерпимого зноя, т.к. солнце никогда не удаляется от неё. Две срединные зоны, северная (зона летнего солнцестояния) и южная, обитаемы. Но лишь о северной зоне известно, что она населена людьми; она делится Средиземным морем на три части света: Европу, Азию и Африку. Описание Азии включает повествование о земном рае и вытекающих из него реках, о земле народов Гог и Магог, о Парфии, Месопотамии (с упоминанием о Вавилонской башне), Сирии, Палестине, Индии и других землях и народах. Сообщается (впервые для Запада) о встречающемся в Индии магните, «камне, который притягивает железо». Среди стран Европы перечисляются Скифия, Верхняя и Нижняя Германии, Греция, Италия, Галлия, Испания, Британия. Африка включает, в частности, Ливию, Киренаику, Карфаген, Мавританию, Эфиопию, за которой расположена огромная пустыня и далее – Великий океан. Под землёй располагается преисподняя, «место, потрясающее пламенем и серой, расширяющееся внизу и сужающееся кверху». «Её называют огненным омутом... землёй тьмы, ибо она погружена в чад и облака зловония... страной забвения... Тартаром, ибо «там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Она же Геенна... Её глубины носят имя Эреб, они полны драконов и огненных червей... То место, откуда исходит вонь, называется Ахерон, т.е. «отдушина», ибо источает нечестивое дыхание. Она же Стикс, что по-гречески означает «скорбь». Флегетон – это река преисподней, окружённая огнём, серным смрадом и ужасными запахами». С темой воды связано повествование об окружающем со всех сторон землю океане, о приливах и отливах, о вихрях и бурях, о видах вод и населяющих их существах; с темой воздуха – повествование об обитающих в нём демонах, о четырёх ветрах, о громе, о молнии, о радуге, о дожде, о граде и т.п. С темой огня, из которого образуют тела приходящие к людям ангелы, – повествование о семи планетах: Луне, Меркурии, Венере, Солнце, Марсе, Юпитере и Сатурне, вращение которых производит гармонию (музыку сфер). Выше планет, согласно Гонорию Отёнскому, находится небесная кристаллическая твердь, к которой прикреплены выстраивающиеся в созвездия неподвижные звёзды; ещё выше – небо вод, затем – небо духов (обитель ангельских чинов) и, наконец, – Небо Небес, где пребывает Бог. Человек состоит из семи частей, соответствующих числу планет и нот мирового аккорда (музыки сфер): четырёх элементов (земля, вода, воздух и огонь) и трёх способностей души (память, разум и воля); он является микрокосмом, образующим гармонию, подобную гармонии всего универсума. Экзегетические и богословские сочинения Гонория Отёнского пользовались большой известностью в Средние века. Его современник Генрих, каноник церкви св. Марии в Майнце, в качестве пояснения к сочинению «Об образе мира» составил в XII в. специальную географическую карту. В 1245–1247 гг. по образцу сочинения «Об образе мира» была создана поэма на французском языке «L'image du monde» («Образ мира»). «Просветитель...» и «Об образе мира» послужили источниками для написанной в конце XII в. по заказу саксонского и баварского герцога Генриха Льва популярной немецкой народной энциклопедии «Lucidarius» («Люцидариус»), или «Aurea gemma» («Золотая гемма»). Из неё аббатиса Геррада Ландсбергская (XII в.) заимствовала географические сведения для своего сочинения «Сад наслаждений», позднее переведённой на датский, голландский и чешский языки. В первой половине XVI в. появился её русский перевод под названием «Книга, глаголемая Лусидариос, сиречь Златый Бисер», выполненный неким Георгием, возможно князем Георгием Ивановичем Токмаковым. Несмотря на обличения знаменитого деятеля русского просвещения, преподобного Максима Грека (около 1470 – 1556 гг.), указавшего в «Послании к некоему мужу поучительном на обеты некоего латынина мудреца», что эта книга «в множайших лжёт и супротив пишет православным преданиям» и заслуживает, скорее, названия «Тенебрариус, еже есть Темнитель, а не Просветитель», это сочинение стало одним из самых читаемых в России текстов и сохранилось во множестве списков XVII–XIX вв.



 
PR-CY.ru