ГАРМОНИЗАЦИЯ - Страница 3

«Пение при Всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888 г.; переиздано: «Всенощное бдение: Древние распевы в переложении для 4-голосного смешанного хора». М., 2003 г.), выполненное коллективом преподавателей и хормейстеров Придворной певческой капеллы (Евстафий Степанович Азеев, Александр Александрович Копылов, Сергей Алексеевич Смирнов, Фёдор Александрович Сырбулов) под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова, также отличает более развитое, чем у М.Н. Потулова, голосоведение; по словам Н.А. Римского-Корсакова, цикл представляет собой «правильную и естественную гармонизацию напевов Синодального Обихода». В собственных переложениях Н.А. Римский-Корсаков создал новый стиль обработки на основе синтеза приёмов церковного и народного пения (использование неполных аккордов, гармоническое варьирование повторяющихся попевок). С конца 1880 гг., после снятия цензуры Придворной певческой капеллы, к гармонизации распевов стали обращаться многие русские композиторы и регенты. Своеобразные гармонические и фактурные приёмы гармонизации были найдены Григорием Фёдоровичем Львовским, Е.С. Азеевым, Александром Андреевичем Архангельским. Особенности монастырских гармонизаций были отражены в изданиях «Обихода» Киево-Печерской лавры (Киев, 1915 г.) и Валаамского монастыря (СПб., 1909 г.). Творчество композиторов Нового направления в русской духовной музыке конца XIX – начала ХХ вв. отличается интенсивностью поисков форм гармонизации распевов с учётом достижений медиевистики, введением ранее невостребованных средств гармонического языка, необычными приёмами хоровой «инструментовки». Музыкальное содержание творений представителей московской Синодальной школы (Александр Дмитриевич Кастальский, Александр Тихонович Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков, Александр Васильевич  Никольский, Сергей Викторович Рахманинов) выходит за пределы понятия «гармонизация». Для композиторов было важно избежать механического присоединения аккордов к напевам, вывести сопровождающие голоса из особенностей цитируемой мелодии. Гармония этих композиторов подвергается воздействию мелоса, возрастает роль линеарного голосоведения, тип изложения становится переходным, промежуточным между строго гармоническим и полифоническим, в том числе и подголосочным. Огромное внимание уделяли авторы хоровому воплощению гармонизации, вводя необычные приёмы хоровой «инструментовки». Эстетические и теоретические вопросы гармонизации древних распевов рассматривались во многих работах протоиерея Михаила Александровича Лисицына, Николая Ивановича Компанейского, Н. Букреева, А.В. Никольского и др., широко обсуждались в прессе («Хоровое и регентское дело», «РМГ» и др.). Традиции гармонизации начала XX в. впоследствии продолжили такие деятели русского церковного пения, как Иван Алексеевич Гарднер, Максим Евграфович Ковалевский, отец и сын Кедровы, диакон Сергей Зосимович Трубачёв, протоиерей Николай Анатольевич Ведерников, протоиерей Михаил Фортунато, архимандрит Матфей (Мормыль) и др. См. также статьи Многоголосие, Партесное пение.



 
PR-CY.ru