ГАРМОНИЗАЦИЯ

ГАРМОНИЗАЦИЯ – многоголосная обработка мелодии, выполненная по определённым (исторически обусловленным) правилам гармонии. Гармонизация используется в различных музыкальных стилях и жанрах. В русском церковном пении с распространением партесного стиля во второй половине XVII в. гармонизация стала основной формой многоголосной обработки монодийных распевов (знаменного, путевого, демественного, киевского, греческого, болгарского и проч.), получив в отечественном музыкознании ХХ в. характер жанрового определения. Владимир Васильевич Протопопов для характеристики склада партесных гармонизаций ввёл термин «постоянное многоголосие»; его отличает «одновременное пение с произнесением одного и того же текста всеми голосами, отсутствие пауз, непрерывное звучание всех голосов, единые цезуры во всех голосах соответственно цезурам текста». Партесные гармонизации рассчитаны, в основном, на четырёхголосный (дисканты, альты, тенора, басы), реже восьмиголосный хор (также встречаются гармонизации на три, пять, шесть голосов), при этом мелодия первоисточника помещалась в теноровой партии. Исследователи отмечают, что при общности принципов гармонизации (опора на диатонику и консонирующую вертикаль) проявляется индивидуальность авторов в гармоническом решении и голосоведении. Авторам партесных гармонизаций было свойственно гибкое сочетание горизонтального, линейно-мелодического, и вертикального (гармонического) типов мышления. Многоголосный склад партесных гармонизаций исследователи определяют как смешанный, в котором наряду с формирующимися правилами классической гармонии большую роль играет гетерофония и параллельное голосоведение. В этом, в частности, проявляется национальное своеобразие стиля партесных гармонизаций, его связь с многоголосием народной песни. Степан Васильевич Смоленский называл партесные гармонизации «первым русским хоровым церковным пением», В.В. Протопопов подчёркивал, что «постоянное многоголосие – типично русская форма в партесном стиле, неизвестная на Украине». В конце XVII – XVIII вв. были созданы партесные гармонизации песнопений главных певческих книг: Обихода, Октоиха, Ирмология, Праздников, Триоди, Трезвонов. Это – преимущественно анонимные труды; исследователям известны имена лишь нескольких государевых певчих дьяков: Стефана Ивановича Беляева, Ивана Михайловича Протопопова, Петра Норицына и некоторых других авторов. Наибольшее число рукописей, содержащих партесные гармонизации в виде отдельных партий (поголосников) или реже хоровых партитур, хранится в Синодальном певческом собрании Исторического музея; фондах Оружейной палаты, в Российском государственном архиве древних актов, Соловецком и Кирилло-Белозерском собраниях Отдела рукописей Российской национальной библиотеки.

 



 
PR-CY.ru