ГАРМОНИЗАЦИЯ - Страница 2

Гармонизация распевов в первой половине XIX в. создавались исключительно директорами или учителями пения Придворной певческой капеллы (Дмитрий Степанович Бортнянский, Пётр Иванович Турчанинов, Алексей Фёдорович Львов, Павел Максимович Воротников, Гавриил Якимович Ломакин); в это время они получают жанровое наименование «переложение» (переложение одноголосной мелодии для хора). Мелодии распевов изменяются, сокращаются, существенно ограничивается круг гармонических средств (нередко он сводится к трём основным гармоническим функциям), упрощается фактурная организация (мелодия постоянно сопровождается терцовой или секстовой дублировкой). По сравнению с предшествующим периодом увеличивается роль типовых гармонических оборотов, из последования которых складывается композиция песнопений. Если в обработках Д.С. Бортнянского и П.И. Турчанинова ещё встречались некоторые особые приёмы, обороты натурально-ладовой гармонии, отражающие структуру обиходного звукоряда, то в гармонизациях, выполненных под редакцией А.Ф. Львова, на первый план вышли правила «генерал-баса», сформулированные в немецкой теории музыки. Для испытания «новоперелагаемого» церковного пения в изданиях капеллы в Москве в 1848–1854 гг. работал специальный комитет во главе с митрополитом Филаретом (Дроздовым), выявлявший все недостатки «гармонического четырёхголосного порядка», вступавшего в противоречие с первоисточниками. Во второй половине XIX в. шёл поиск особых законов гармонизации распевов, отличных от норм классической функциональной гармонии. Михаил Иванович Глинка в двух песнопениях предугадал многие принципы гармонизации, развитые впоследствии: выдержанность диатонического строя, ладовую переменность, плагальность, опору на трёхголосие, применение унисонов, совершенных консонансов, вариационность приёмов обработки. Новая теоретическая концепция гармонизации древнерусских распевов была разработана Владимиром Фёдоровичем Одоевским в работах 1864–1867 гг., реализована в трудах Николая Михайловича Потулова и получила название «строгого стиля гармонии». Согласно основным положениям этого стиля, древние напевы (в основном, заимствованные из синодальных изданий) должны проводиться без изменений в верхнем голосе в сопровождении диатонической консонантной гармонии (преимущественно трезвучий). Такая четырёхголосная гармонизация больше отвечала ладовой специфике распевов, но имела немало недостатков: массивность, тяжеловесность изложения, однообразие аккордовых последовательностей. Большую роль в творческом расширении тесных границ «строгого стиля» сыграли русские композиторы-классики, обратившиеся к церковному пению в 1880 гг. Пётр Ильич Чайковский, сопроводив цикл «Всенощное бдение» подзаголовком «Опыт гармонизации богослужебных песнопений», стремился к раскрепощению фактуры, насыщению мелодическим движением голосов, сопровождающих распев.

 



 
PR-CY.ru