ГОМЕЛЬСКАЯ и ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 24

Старый приём создания золочёного резного фона на этих иконах заменён охристым, насыщенным элементами барочного орнамента узором, нанесённым густыми мазками. Арочное обрамление ранних икон рисовалось прямо на досках, по углам над арками в цвете воспроизводились резные розетки, представляя излюбленный на росписях мотив «розы белорозовой» с зелёными листьями. В позднейших иконах арки исчезают, а количество цветущих бутонов увеличивается в соответствии с народным обычаем украшать иконы венками из цветов. Среди икон «с розочками» выделяются чёрнофоновые с более импульсивной манерой письма ликов и фигур. Они наследуют барочную стилистику украинского искусства. Соседние черниговские земли, к которым относилась и часть современной Гомельской области, особенно склонны к использованию чёрного цвета как в иконописи, так и на узорных тканях, в народном костюме. Однако обе группы иконографически традиционны, их стабильность – свидетельство давнего и органичного развития народной иконописи, в цельном пространстве которой новые влияния перерабатывались в пластически ясный и символически убедительный образ. Иконы такого типа расходились на ярмарках Брянщины (Стародубской и Свенской) и спровоцировали, как полагают исследователи, появление брянского примитива. Фольклорные переработки одного из подобных влияний отразились на группе народных икон, известных исследователям как «бабичские образы» (по названию деревни Бабичи Чечерского района, где, по воспоминаниям жителей, издавна писались характерные произведения, и зафиксированы имена последних мастеров семейных династий). Исследователи полагают, что одним из мест создания, по крайней мере, источником прототипов «бабичских образов», был Чечерск. После присоединения этих земель к России в Чечерске уже действовали католический костёл и иезуитская миссия. Владелец Чечерска граф Захар Григорьевич Чернышёв построил в конце XVIII в. в городе три каменных православных храма и пригласил для их украшения, согласно бытующей легенде, итальянских мастеров (в живописи «бабичских образов» прослеживаются именно итальянские черты). Таковы полные и сокращённые изводы икон «Рождество Христово», «Коронование Богоматери», иконы-складни, например, «Святитель Николай – Чудо великомученика Георгия о змии – великомученица Варвара» (собрания Ветковского музея народного творчества, Чечерского историко-краеведческого музея, местных церквей). Исследователи отмечают, что среди характерных черт произведений этого круга – натурализм письма, часто наивно трактованный, психологическая убедительность образов, «простосердечность» типов.

 



 
PR-CY.ru