ГОМЕЛЬСКАЯ и ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 22

Сохранившиеся памятники иконописи на территории Посожья, в основном, относятся к XVIII–XX вв., что обусловлено не только периферийностью местной культуры в период позднего Средневековья и Нового времени, но и исторической сложностью конфессиональной обстановки этих мест, а главное – утратой множества древних памятников, большей частью разрушенных уже в 1930 гг. Исторически сложившаяся в Посожье многоконфессиональность оставила многообразные по иконографии, технике и стилю произведения иконописи. С конца ХVII в. старообрядческий центр на Ветке (отмечены факты принятия белорусскими мастерами на Ветке старообрядчества «ради научения иконному писанию») продолжил древние традиции православной иконы. Из местных иконописцев XVII–XVIII вв. исследователям известны лишь старообрядческие монастырские и сельские мастера, чьи произведения благодаря каноничности стали почитаться православными в период перехода монастырей и храмов к православным как от католиков и униатов, так и от старообрядцев (преобразованием в единоверческие храмы и монастыри). Иконы, выполненные в мастерских старообрядческих монастырей и посадов, распространены и присутствуют в собраниях многих храмов Гомельщины (например, церковь святителя Николая в Добруше). Богатая книжная культура Ветки (сохранение старопечатных книг, собственная рукописная традиция), соблюдение древних основ богослужения, гармония церковной, общинной и семейной жизни отражали сохранность древних традиций в крае. Так, на Ветке в XVIII – начале XX вв. появилась своеобразная иконописная школа, которая впитала и переработала разные иконописные традиции, в частности, царских и поволжских мастеров, чьи работы отличались сочетанием ярких винно-красных, травянисто-зелёных, оранжевых и пронзительно-синих цветов на ровном позолоченном фоне; переосмысливалось иконописное наследие Новгорода; свой след оставила и барочная стилистика местной православной традиции. Распространению в церковном искусстве западноевропейских стилевых течений (готика, ренессанс) способствовал с конца XIV в. католицизм. Таким образом, иконопись Посожья XVII–XIX вв. представляла собой результат взаимодействия католической и униатской живописи с православной иконописью. К середине XVII в. униатство приобрело характер «мужицкой веры», и это нашло отражение в местной иконописи: канонические сюжеты икон насыщаются фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни.

 



 
PR-CY.ru