ГОМЕЛЬСКАЯ и ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 23

Художники XVII в. продолжали широко вводить бытовые сцены, пейзаж, натюрморт, архитектурные детали, что обнаруживается на иконах «Успение Богоматери» и «Святая Троица» из Кричева, «Богоматерь Живоносный Источник» (все – в Национальном художественном музее). Барочная орнаментика фонов, полей, одежд проникала в иконопись Гомельщины из белорусских и украинских печатных изданий, которые использовались местными мастерами как руководства – кужбушки. В регионе был популярен «Трефологион» (1647 г.), изданный в Кутеинском монастыре. Гравюра «Успение Богоматери», помещённая в нём, в последней четверти XVII в. послужила образцом для одноимённой иконы мастера из Кричева. Образцами для композиций также становятся гравюры из старопечатных книг, изданных в Киево-Печерской лавре, например, икона «Сошествие во ад» из Чечерска (1678 г., Национальный художественный музей; восходит к гравюре «Пречестные акафисты всеседмичные», 1677 г.). Иконопись Гомельщины активно перерабатывала традиции светского и церковного искусства барокко, сохраняя условный декоративный подход и иконописное содержание в XIX – начале XX вв. В этот период был создан понятный простолюдинам графическо-живописный стиль скорописи, отмеченный виртуозностью распределения цветовых акцентов. Белорусские иконописные примитивы, распространённые в бассейне реки Сож (Гомель, Новая Белица, Бабичи, Чечерск, Старые Громыки, Бартоломеевка), составляют отдельную экспозицию в собрании Ветковского музея народного творчества (например, иконы Божьей Матери «Почаевская», «Ченстоховская», «Смоленская», «Ахтырская», «Троеручица», «Покров», «Знамение», а также иконы «Господь Вседержитель», «Святитель Николай», «Великомученица Варвара», «Святой Утилиан (Иустиниан)», «Святитель Власий Севастийский», «Пророк Илия», «Великомученик Пантелеимон» и др., бо́льшая часть относится к концу XIX в.). Эти произведения написаны маслом по тонкому грунту, нанесённому непосредственно на доску (чаще хвойных пород), в позднейших памятниках наличие грунта не прослеживается (красочный слой растрескивается по слоям древесины). Иконы исполнены в светотеневой манере, однако колорит и композиционные решения свидетельствуют о нескольких источниках и направлениях развития народной иконописи, бытовавших на порубежье Белоруссии, Украины и России. Наследие собственно белорусской школы иконописи с её ренессансными чертами фольклорно перерабатывалось в светлых по колориту, массивных и спокойных по силуэту, эпически обобщённых образах почитаемых в народе святых – покровителей земледелия и домашних ремёсел.

 



 
PR-CY.ru