ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ, Василькович - Страница 2

Глеб Васильевич был погребён в ростовском Успенском соборе, однако спустя девять недель по распоряжению Ростовского епископа Игнатия останки князя были перезахоронены в основанном княгиней Марией Михайловной ростовском Спасском на Песках монастыре. Исследователи предполагают, что епископ сделал это под давлением нового Ростовского князя Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице Ростовских князей. Митрополит Кирилл II расценил перезахоронение Глеба Васильевича как незаконное и повелел епископу каяться «за то дело» «до своея смерти» («Полное собрание русских летописей», том 18). В настоящее время местоположение могилы Глеба Васильевича исследователям неизвестно. В городе Белозерске сохранялось устойчивое предание, записанное впервые не позднее конца XVI в., что останки Глеба Васильевича покоятся в покинутом жителями в конце XIV в. городе Белоозеро, в часовне, построенной на месте городского собора во имя Василия Великого (часовня и курган, на котором она стояла, были разрушены в 1950 гг.). В рукописи Российской государственной библиотеки сохранился рисунок середины XVII в. с изображением часовни и припиской, что там «почивает благоверныи князь Глеб Василевич Белоозерьскии» и находится «гроб князя Глеба». О храмоздательной деятельности Глеба Васильевича сообщается в составленном вскоре после смерти летописном некрологе. По словам летописи, Глеб Васильевич «церкви многи създа и украси иконами и книгами» («Полное собрание русских летописей», том 18). Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем двух монастырей. «Указ о кормах праздничных и задушных» Усть-Шехонского монастыря (конец XVI в.) и Повесть об Усть-Шехонском монастыре (начало XVII в.) сообщают, что, после того как ослепший сын Глеба Васильевича Михаил получил исцеление от чудотворного образа Святой Троицы, князь построил на одном из островов Белого озера у истока реки Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него монастырь, обеспечив его всем необходимым; Усть-Шехонский во имя Святой Троицы монастырь стал первой иноческой обителью в белозерских землях (у исследователей есть серьёзные основания считать, что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV вв.). С ещё большей осторожностью исследователи относятся к сведениям, приведённым Паисием (Ярославовым; ум. в 1501 г.) в Сказании о Спасо-Каменном монастыре. Сказание повествует, как во время путешествия по Кубенскому озеру Белозерский князь «Глеб Борисович (так!), внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича» был застигнут штормом и дал обет поставить церковь и основать монастырь во имя того святого, на память которого судно достигнет берега. В праздник Преображения Господня княжеский насад вынесло к Каменному острову, где подвизалась небольшая община иноков, не имевшая своей церкви. Исполняя обет, князь повелел поставить на острове деревянный Преображенский храм, снабдил его иконами и книгами, а также дал богатую милостыню на устроение обители. Кроме того, источник сообщает о строительстве по приказу князя двух каналов на реках Сухоне и Вологде, призванных облегчить судоходство и впоследствии получивших наименование «Княже-Глебовых простей» (память о них сохранялась в Вологодской губернии ещё в XIX в.).

 



 
PR-CY.ru