ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ, Василькович

ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ, Василькович (1237 (или 1236) – 1278 гг.) – князь Ростовский и Белозерский (память 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых), младший сын Ростовского князя-мученика Василия (Василько) Константиновича и княгини Марии Михайловны (ум. в 1271 г.), дочери Черниговского князя-мученика Михаила Всеволодовича, родоначальник Белозерских князей. Исследователям не известно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Глеба Васильевича Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 г., либо позже – по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Глеба Васильевича – Бориса Васильевича, который, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление Глеба Васильевича началось, по мнению исследователей, в 1251 г., под которым летописи сообщают, что он «поеха… на Белоозеро в свою отчину» («Полное собрание русских летописей», том 1). Будучи Белозерским князем, Глеб Васильевич сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по мнению исследователей, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью выступил инициатором прославления князя-мученика Михаила Черниговского и строительства посвящённого ему храма в Ростове, в 1261 г. по благословению Киевского митрополита Кирилла II вместе с братом и князем Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении архимандрита Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря Игнатия в помощники состарившемуся Ростовскому епископу Кириллу II. Активными были контакты Глеба Васильевича с ордынскими властями. Один или вместе с другими князьями он несколько раз ездил ко двору монгольских ханов и около 1257 г. первым из потомков Рюрика женился на знатной монголке (в крещении Феодоре), за которой ездил в Каракорум; в 1277 г. вместе с сородичами участвовал в походе ордынского хана Менгу-Тимура на алан (ясов), в 1278 г. отправил для участия в новой ханской войне сына Михаила. Однако (вопреки мнению Арсения Николаевича Насонова) у исследователей нет оснований говорить о «протатарской» ориентации Глеба Васильевича. В отношении монголо-татар он (как и Борис Васильевич) придерживался, по мнению исследователей, той же политической линии, что и князь Александр Невский, который в условиях непрекращающегося военного и конфессионального натиска католического Запада видел в лояльности к Орде средство оградить Русь от новых набегов, сохранить православную веру и создать условия для накопления сил внутри страны. Ростовская литература третьей четверти XIII в. пронизана идеей духовного противостояния чужеземному игу, а оформившееся в Ростове в это время почитание князя-мученика Михаила Черниговского характеризовалось заметной антиордынской тенденцией. После смерти брата в 1277 г. Глеб Васильевич занял ростовский стол. Недолгое его правление в Ростове было ознаменовано оживлением придворного княжеского летописания, почти угасшего в предыдущие годы. От брака с Феодорой (ум. в 1273 г.) Глеб Васильевич имел сыновей, о числе которых источники сохранили противоречивые сведения. До зрелых лет дожил, по крайней мере, один – Михаил (ум. в 1293 г.), которого в 1278 г. отец женил на дочери князя Феодора Ростиславича Чёрного.

 



 
PR-CY.ru