ГЁРЕМЕ - Страница 2

Это и скромные ансамбли, единственным декором которых являются кресты, простые рисунки и орнаменты красной охрой, изображения донаторов, и памятники с полными, законченными иконографическими программами, разработанными в Константинополе и распространившимися по всей империи, при сохранении оригинальных черт, свойственных Каппадокии. Исследователи отмечают, что стилистика росписей в немалой степени зависела от техники письма: живопись исполнена по гажевой штукатурке, нанесена тонким слоем (практически «по сухому») на поверхность стены. Памятники Каппадокии, в частности, района Гёреме, исследователи делят на две стилистические группы: первая ориентируется на классическое византийское искусство, но упрощает его, применяя сильную линейную стилизацию; вторая развивается в русле местной традиции, основанной на воспроизведении форм восточно-христианского искусства, известного исследователям по памятникам изобразительного искусства VI–VII вв. на территории коптского Египта, Малой Азии, а также по некоторым сирийским рукописям. Кылычлар-килисе (Гёреме 29) находится в основании скального массива, увенчанного несколькими конусами. В плане – вписанный крест, имеет три апсиды, центральный купол на барабане, опирающемся на четыре круглых столпа. Рукава планового креста перекрыты полуциркульными сводами, угловые ячейки восточной части храма – двумя малыми куполами (без барабанов), западной части – плоскими плафонами. В конхе центральной апсиды – «Христос во славе» (сохранился только фрагмент нимба), окружённый ангельскими силами; в нижнем регистре – святительский чин из 12 фигур (плохой сохранности; исследователи узнают образы святителей Афанасия Великого, Власия Севастийского, Григория Нисского). На склонах арки – Ипатий Гангрский, напротив Спиридон, епископ Тримифунтский, под ними, на внутренних сторонах столпов, фланкирующих вход в апсиду, – изображения в рост двух воинов: великомученика Георгия с копьём и мечом и, по мнению исследователей, великомученика Феодора Тирона (не сохранился). В конхе северной апсиды – Богоматерь с Младенцем на троне с четырьмя предстоящими: сохранились две фигуры – справа праведный Захария и симметрично ему слева св. Иоанн Предтеча или пророк Исаия. Под изображением в конхе – одна из самых ранних в монументальной живописи композиций, «Причащение апостолов». На пилястре, между центральной апсидой и жертвенником, – образ Богоматери. Фигура развёрнута в сторону апсиды, руки подняты в молитвенном жесте. В южной апсиде росписи не сохранились. В центральном куполе и барабане изображено «Вознесение», в парусах – евангелисты в медальонах; на триумфальной арке и в двух малых куполах представлено несколько погрудных образов Христа Пантократора. Изображения архангелов Михаила и Гавриила помещены в плоских плафонах, завершающих ячейки западного нефа. На склоне восточной подпружной арки – погрудные изображения 17 пророков в медальонах. Первые девять сцен евангельского цикла размещены в верхнем ярусе подкупольного пространства, на поверхностях полуциркульных сводов в рукавах креста и в люнетах северной и южной стен.

 



 
PR-CY.ru