ГЁРЕМЕ - Страница 4

Стиль росписи, по мнению исследователей, характерный для восточнохристианской группы памятников (схож с живописью Токалы-килисе I), отличается следующими чертами: искаженными ракурсами и пропорцией фигур, экспрессивностью поз и движений, акцентированно большими размерами рук и ног, а также широко раскрытых глаз, отвлечённостью персонажей при общей повествовательности сюжетов, включающих бытовые детали, открытые локальные цвета (ярко-красный, ярко-голубой, зелёный). Росписи храмов Мерьемана  (или Кылычлар-Кушлук; Гёреме 33), Цистерны, Карабулут-килисе исполнены одной артелью с небольшим разрывом во времени, назвать последовательность их создания исследователям трудно. Стиль росписи, по мнению исследователей, отличают черты провинциальности, местного восприятия византийских образцов, особенно в сравнении с живописью того же времени в церкви св. Варвары в Соганлы (между 1006 и 1021 гг.). Объём фигур обозначен несколькими линиями, схематично повторяющими византийский прототип; сюжеты приобретают жанровость. Церковь Мерьемана расположена в 300 м от музея, в скалах, и является частью разрушенного монастырского комплекса. Прямоугольный в плане храм, вытянутый по оси «север-юг», имеет три апсиды (южная апсида обрушена), перекрыт двумя цилиндрическими сводами (северный в два раза шире южного) без промежуточных опор. В южной и северной стенах, ограничивающих неф, вырублены ниши. Перед апсидами находится поперечный проход, расположенный на несколько ступеней выше основного пространства, перекрытый тремя поперечными цилиндрическими сводами и ограниченный колоннадой. Эта архитектурная особенность, скорее всего, по мнению исследователей, копирует восточную часть Токалы II. В центральной апсиде сохранилось изображение Христа на троне – фрагмент деисусной композиции. В северной апсиде представлен небесный покровитель донатора Никандр Мирский, по сторонам которого – святители Василий Великий и Модест Иерусалимский. Над двумя арками сводов, ограничивающих поперечный проход перед алтарной частью, перед северной и центральной апсидами, – Деисус: оплечные образы в медальонах Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В полуразрушенной южной апсиде сохранились остатки росписи: нимб и крыло архангела Михаила и написание его имени по-гречески, очевидно, здесь было изображение Богоматери между двумя архангелами либо больших размеров образ архангела Михаила (предположение Н. Тьерри), как, например, в Эльмалы-килисе или Чарыклы-килисе. На сводах перед апсидами – погрудные изображения преподобных жён с молитвенно воздетыми руками: Евдокии и Марины, Анны и Параскевы, Анастасии и Евпраксии. На стенах в наосе женские фигуры представлены в рост. Большое количество образов св. жён позволяет исследователям предположить, что церковь была частью женского монастыря. На триумфальной арке центральной апсиды – полуфигура Онуфрия Великого, а над аркой северной апсиды – Зосимы Палестинского (в позе оранта); изображение Марии Египетской помещалось над аркой утраченной южной апсиды. В южной части наоса расположены сцены «Путешествие в Вифлеем» и «Рождество Христово», в северной – «Распятие» и «Успение».

 



 
PR-CY.ru