ГАЛАКТИОН, Бельский Гавриил Иванович - Страница 6

На золотом фоне с тиснённым по левкасу орнаментом «на эмалевое дело» – пейзаж с трёхглавым храмом классического стиля, на первом плане представлены в рост Иоасаф Каменский и Галактион в виде седовласого старца с непокрытой головой и окладистой бородой, одетого в монашескую мантию и зелёную епитрахиль, в руке – чётки; в верхней части композиции на облаке – образ Божьей Матери «Знамение». Исследователи полагают, что мастер, исполнивший заказ епископа Антония, работал во владимирских иконописных сёлах и не был знаком со сложившейся в вологодских землях иконографией святого. На эмалевой иконе середины XIX в. (Музей Андрея Рублёва) Галактион изображён вместе с Иоасафом Каменским на фоне Спасо-Каменного монастыря. Картины на сюжеты Жития Галактиона, написанные в 1861 г. вологодскими живописцами К.М. Козловым, А.И. и И.А. Скрипицыными, хранились в часовне Свято-Духова монастыря, устроенной над колодцем напротив алтаря Знаменской церкви (в настоящее время – в собрании Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Четыре изображения, повествующие о пророчествах Галактиона накануне разорения Вологды поляками в 1612 г., включают следующие сюжеты: святой покидает келью с намерением предупредить город о нашествии поляков-литовцев; убеждает в земской избе именитых граждан города возвести храм в честь иконы Божьей Матери «Знамение» «яко необоримой стены града» и получает отказ; ответное пророчество Галактиона; святой предсказывает судьбу Вологды на площади перед деревянным храмом Димитрия Прилуцкого. На всех картинах, которые сопровождаются большими выписками из Жития, составленного И. Слободским, Галактион представлен в монашеских одеждах (коричневый подрясник, чёрная мантия и куколь, на груди – крест, в левой руке – чётки), седая борода более короткая, чем в произведениях иконописи. В составе Собора Русских святых образ Галактиона включён в композицию с группой подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). Ростовой образ Галактиона помещён на созданных по благословению Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, монахиней Иулианией (Сколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» конца 1920 – начала 1930 гг. (келейный образ Афанасия) и начала 1950 гг. (обе – в ризнице Троице-Сергиевой лавры), конца 1950 гг. (Данилов мужской монастырь в Москве) одним из первых в группе Вологодских святых; также на её же рисунке из лицевых святцев Русских святых, созданных в начале 1960 гг. (частное собрание), – под 24 сентября вместе с Никандром Псковским; на прориси конца 1970 – начала 1980 гг. работы протоиерея Вячеслава (Савиных) и Натильи Шелягиной.



 
PR-CY.ru