ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 18

Потому естественный разум не может быть судьёй в вопросах веры. Кроме того, Иларий отмечал недостатки естественных аналогий (comparationes), составляющих одну из основ естественной теологии: «Если мы, рассуждая о природе Божьей и о (Божественном) рождении, приводим примеры (различных) сравнений, то никто не должен считать, что они содержат в себе совершенство абсолютного смысла. Ведь нет никакого сравнения земных вещей с Богом, но немощь нашего ума вынуждает нас искать среди низшего неких образов, как бы признаков высшего, так что следуя привычке к знакомым предметам, мы должны возвышаться от наших обычных мнений к необычному представлению». Вместе с тем Иларий полагал, что естественное богопознание не отменяется, но дополняется содержанием божественного Откровения. Латинский богослов IV в. Викторин Марий в качестве основных источников естественной теологии рассматривал сотворённый Богом мир и человеческую душу. Естественную теологию он называл мудростью (sapientia), а сверхъестественную теологию – откровением (revelatio), поскольку «мы или сами познаём Бога и обретаем познание о божественном, или же (получаем) некое откровение, т.е. как бы наставление извне, которое показывает нам Бога и всё божественное». К мудрости, прежде всего, относится познание Бога через тварный мир, который был для этого создан. Таким способом можно познать творческую силу Божью и Его Божество (divinitas). Однако, по мнению Викторина, точнее свидетельствует о Боге человеческая душа, которая, будучи образом Божьим, познавая саму себя, может познать в себе и Бога как свой Первообраз. Благодаря самопознанию человек может отчасти познать даже внутренние законы Божественной жизни. Опираясь на метод аналогии, Викторин учил, что человеческая душа, обладая самостоятельным существованием или бытием (esse), не просто существует, но живёт (vivere), и не просто живёт, но живёт, размышляя (intellegere) о своём бытии и жизни. Таким образом, для Викторина человеческая душа – это не просто образ Божий, но «образ вышней Троицы» (superioris Triados imago), или «вторая единичная троица» (trinitas unalis secunda). Перенося эту психологическую аналогию на Божественную реальность, Викторин утверждал, что Бог есть триединство высшего Бытия, Жизни и Мышления, которые являются Его вечными формами, идеями, силами и соответствуют трём Ипостасям Святой Троицы. Однако на основании только естественных источников и способностей человек не может достичь истинного и совершенного познания Бога; для этого ему необходима помощь Самого Бога, предоставляемая как в виде Священного Писания, так и в виде непосредственного откровения Святого Духа. По словам Амвросия Медиоланского, «так же как автор познаётся в своих произведениях и строитель – в своих строениях…, так и невидимое Самого вечного Творца, Который для нас невидим, мы постигаем через то, что сотворено». В наблюдаемом произведении (opus) ясно обнаруживается деятель (operator); поэтому весь этот мир есть не что иное, как «образец Божественного действия» (divinae specimen operationis) и «признак Божественного величия», и посредством него проявляется Премудрость Божья. Другой источник естественной теологии Амвросий видит в самопознании души, созданной по образу Божию.

 



 
PR-CY.ru