ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ (лат. theologia naturalis) – термин, очерчивающий особую область философско-богословских размышлений и исследований, общей характерной чертой которых является признание в качестве отправного факта того, что всякий человек естественным образом (naturaliter), т.е. в силу самого своего бытия человеком, обладает неким истинным знанием о Боге или, по меньшей мере, способен обладать таким знанием. Содержанием естественной теологии в широком смысле выступает вся совокупность опытов осмысления, систематизации и определения границ естественного богопознания в его отличии от знания о Боге, приобретаемого при помощи божественного Откровения. В узком смысле под естественной теологией понимается раздел теоретического богословия, в рамках которого традиционные богословские вопросы относительно Бога, мира и человека решаются преимущественно при помощи рационально-философских рассуждений, не предполагающих обращения к богооткровенным истинам. Основными богословскими темами, при разработке которых происходило историческое развёртывание естественной теологии, являются: построение и осмысление доказательств бытия Божия, исследование свойств Божьих и объяснение действий Бога по отношению к миру и человеку. На протяжении многовекового развития идей естественной теологии она получала различные названия и обозначения. В латинской философско-богословской традиции естественная теология определялась как «theologia physica» («природная теология»), «theologia philosophica» («философская теология»), «theologia mundana» («мирская теология»), «theologia rationalis» («рациональная теология»). В соответствии с этим выделяются дополнительные характерные черты естественной теологии, которые, однако, часто чрезмерно сужают границы этого понятия, сводя естественную теологию только к одному из её исторических проявлений. Некоторые исследователи пытаются вывести определение естественной теологии из понятия «чистого разума», считая относящимися к области её исследования лишь данные беспредпосылочного мышления. Однако остаётся дискуссионным вопрос, может ли при соблюдении этого условия быть получено вообще какое-либо знание о Боге. Другие видят «центр» естественной теологии в попытках построить убедительные доказательства существования Бога, признавая важнейшей функцией естественной теологии апологетическую, т.е. функцию рациональной поддержки тех или иных религиозных верований. В этой связи предлагаются даже определения естественной теологии, берущие за основу именно это её направление; например, У. Алстон определял естественную теологию как «попытку обеспечить поддержку религиозным верованиям путём принятия в качестве исходных посылок положений, которые не являются религиозными верованиями и не связаны с таковыми». Серьёзное влияние на разветвлённость представлений о естественной теологии оказывает возможность различного понимания самой «естественности», коренящаяся в разнице исходной интерпретации понятия «природа» в рамках религиозного сознания и вне таковых.

 



 
PR-CY.ru