ЕРЕСИ В РОССИИ

ЕРЕСИ В РОССИИ – исторически сложившиеся на территории России оригинальные, заимствованные и синкретические ереси (см. Ересь), а также их последователи. По свидетельству Никоновской летописи, еретики появляются почти сразу же после начала христианизации Руси – монах-скопец Адриан в 1004 г., некий Дмитр в 1123 г., монах Печерского монастыря (ставший впоследствии Новгородским епископом) Никита в конце XI в. Но первым официально признанным (за «хулу на Богородицу…») и в 1169 г. преданным казни стал Владимирский епископ Фёдор. Начало самобытной еретической литературы – анонимные «Предисловие покаянию» (XIII в.) и «Слово о лживых учителях» (рубеж XIII – XIV вв.). Ответная идеологическая реакция – в сочинении «Правило… о обидящих церкви Божья и священыя власти их» (начал XIV в.). При этом исследователи не отрицают наличия еретических идей уже в «Молении» и «Слове» Даниила Заточника (рубеж XII – XIII вв.), памятнике домонгольской  письменности XII в. «Златоструе», «Поучении к детям» Владимира Мономаха (XII в.) и даже в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона или «Поучении к братии» Луки Жидяты (середина XI в.). Антихристианскую и антицерковную окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071 гг. Характерной чертой ересей XI–XII вв., получившей распространение среди крестьян-общинников и части низшего духовенства, являлось наличие в них языческих и сходных с богомильством (см. Богомильство) представлений. «Золотым веком» ереси в России считается XIV в., который начался с осуждения на церковном Соборе в 1311 г. новгородцев, порицавших монашество и отрицавших некоторые догматы, и закончился подавлением первой самобытной, опять же новгородского происхождения, ереси – стригольников (см. Стригольничество). Происхождение названия этой ереси исследователи не установили. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями (стрижка сукна, цирюльничество), другие – с особым обрядом посвящения (специфическая стрижка). Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церковную иерархию и монашество, весь «чин священнический», который поставлялся за деньги, «по мзде», таинство «священства», а также таинства причащения, покаяния, крещения, исполнение которых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства. Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религиозной проповеди для мирян. В проповедях стригольников проступали и социальные мотивы, в них порицались богачи за порабощение свободных людей. Именно в XIV в. ереси становятся идеологией различных, преимущественно демократических, социальных слоёв и, нередко сливаясь с национально-освободительными выступлениями, образуют собственно движения. Стригольничество, возникшее вслед за новгородскими выступлениями первой волны, охватило также Псков и, не остановленное казнями 1375 г., держалось ещё в XV в. Параллельно с волнением в Пскове и Новгороде произошло религиозное брожение в Ростове (антитринитаризм и иконоборчество Маркиана) и Твери (антицерковное выступление Евфимия Висленя, неортодоксальные суждения о рае епископа Фёдора Доброго).

 



 
PR-CY.ru