ЕРЕСИ В РОССИИ - Страница 4

Всего за вторую половину XVII в. прошло шесть противоеретических Соборов, в том числе пять – против старообрядцев. Последний Собор этого века, проведённый в 1690 г. из-за «хлебопоклонной ереси» Сильвестра Медведева, стал в истории Русской православной церкви одновременно и последним антиеретическим форумом (восстановленная в XX в. традиция проводить поместные Соборы формально не  возродила практики их целенаправленного посвящения борьбе с ересями). При этом противостояние церкви религиозному инакомыслию не прекратилось, а всего лишь, после процесса над иконоборствующими последователями Дмитрия Тверитинова (в начале XVIII в.) и последней в России казни еретика (сожжения в 1714 г. тверитиновца Фомы Иванова), приобрело другие формы. Сами же ереси в России, начиная с XVIII в., с развитием капиталистических элементов, стали проходить в русле сектантства – старообрядческого, «духовно-христианского», субботинского, хлыстовского, западно-протестантского. Историю ересей в России можно проиллюстрировать не только яркими именами еретиков и ересиархов, но и не менее значительными – их антагонистов. Это Феодосий Печерский, митрополит Константин, Кирилл Туровский, митрополиты Пётр и Алексей, Дионисий Суздальский, Арсений Тверской, Вассиан Тверской, архиепископ Моисей, Стефан Пермский, Фёдор Новгородский, Феодосий Полоцкий, Иаков Ростовский, митрополиты Фотий и Зосима, архиепископ Геннадий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Иван Висковатый, Иван IV Грозный, митрополит Даниил, Зиновий Отенский, Максим Грек, митрополит Макарий, Ермолай-Еразм, Артемий Троицкий, Василий Суражский, Вассиан Муромцев, Иван Вишенский, Стефан Зизаний, Ипатий Поцей, Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, Михаил Рагоза, протопоп Сильвестр, Герасим и Мелетий Смотрицкие, Захария Копыстенский, Епифаний Славинецкий, Иоанникий Голятовский, Иннокентий Монастырский, Симеон Полоцкий, митрополит Питирим, патриархи Никон, Иоаким и  Адриан, Стефан Яворский, братья Лихуды, Георгий Конисский, архимандриты Иннокентий и Фотий, Игнатий Донской, Иаков Нижегородский, Кирилл Мелитопольский, митрополит Филарет, патриархи Тихон и Сергий. Оригинальностей ересей в России, как и везде, зависела от специфики религиозного синкретизма, а та, в свою очередь, – от соответствующих идейных источников. Главные из них – оязычивание (с использованием собственных и привнесённых верований), ветхозаветничество (нередко под воздействием славянского язычества), повышенный интерес к так называемым отречённым книгам («Чаровник», Колядник», «Волховник», «Сонник», астрологические приметы «Мартолой», западное астрологическое гадание «Рафли»), влияние преимущественно ближневосточных (византийских), но также и западных религиозных и, лишь отчасти, философских учений. При этом факт крайне незначительного воздействия философии на российское общественное сознание и его инакомыслие привёл не только к тому, что среди всех ересей российского происхождения рационалистические учения составили только шестую часть, но и к тому, что русских стали подозревать в «философской немоте» и неспособности к самостоятельному ересетворчеству. Подобным выводам, принадлежащим, в основном, русским же православным идеологам, противоречит другой факт: доля российских ересей в общем числе всех христианских равна трети. По словам, Николая Александровича Бердяева, «в России всё расценивалось по категориям ортодоксии и ереси».



 
PR-CY.ru