«ДРЕВО ИЕССЕЕВО» - Страница 5

Композиции делятся на семь ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам – пророки и праотцы, в том числе 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены («Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др.) и новозаветные («Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращённых изводах). Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов. В русском искусстве «Древо Иесеево» впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохранилось). Ныне существующая роспись на эту тему середины XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах северной и западной галерей, в котором помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 апостолов и апостолы из числа 70. Таким образом, «Древо Иесеево» дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор апостолов» или «Союзом любви связуемые апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчёркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены русские князья. В XVII–XVIII вв. композиция получила распространение в румынской миниатюре, в лицевых свитках, именуемых «Родословие Богородицы». По сведениям Анатолия Аркадьевича Турилова, один такой свиток второй четверти XVIII в. (1730 гг.?) хранится в библиотеке Пантелеимонова монастыря на Афоне (текст на румынском языке кириллицей). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (XIII в.) «Древо Иесеев» рекомендуется изображать так: «Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями, из них два малые обвились около него, а третий, великий, растёт вверх, и на нём в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: первый Давид с арфой, выше его Соломон с книгой закрытой, выше Соломона прочие цари по порядку, с скипетрами в руках, а на вершине ветвистого ствола – Рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа».



 
PR-CY.ru