«ДРЕВО ИЕССЕЕВО»

«ДРЕВО ИЕССЕЕВО», «Корень Иессеев», «Лоза Иессеева» – композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX в. и получила широкое распространение в христианском искусстве. Литературной основой изображения являются тексты Ветхого Завета и Нового Завета и гимнография. В Евангелиях о праведном Иосифе сказано: «...Из дома Давидова» (Лк. 1:27), ангел обращается к нему: «Иосиф, сын Давидов» (Мф. 1:20). В Апокалипсисе Иисус назван «корень и потомок Давида» (Откр. 22:16), пророчество Исаии приводит апостол Павел: «...Будет корень Иессеев» (Рим. 15:12). В Новом Завете исполняются пророчества Исаии (Ис. 7:14; 11:1; 53) и Валаама (Числ. 24:17). Евангелист Матфей (Мф. 1:1) приводит родословие Иисуса Христа, «Сына Давидова». Раннехристианские писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов «Корень Иессеев», Деву Марию – «Лоза из Корня», а Её Сына – «Цветок Лозы». Согласно Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа. Эта тема нашла развитие в латинских гимнах: «Venantius Fortunatus» («Рождество Христово»), в песнопениях Павла Диакона (Варнефрида) на Вознесение Богородицы, епископа Фульберта Шартрского на Рождество Богородицы, Адама Сен-Викторского и др. По мнению ряда исследователей, иконография «Древа Иесеева» сложилась в западноевропейском искусстве. Виктор Никитич Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевропейского искусства, например, по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф. 1:1–16 («Codex Aureus» из Лорша, 810 г.) и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции. Развитие шло по пути постепенного увеличения числа персонажей, включения в композицию сцен, связанных с пророчествами о воплощении Христа и Его искупительной жертве. В соотнесении персонажей и сюжетов раскрывается тема искупления греха первозданного Адама Вторым Адамом – Христом, в соответствии с ветхозаветными пророчествами Исаии и песнопениями служб, главным образом, Рождества Христова. Древо, лоза соотносятся с райским древом и крестным древом, о чём говорил ещё Кирилл Александрийский. На бронзовых вратах собора Сан-Дзено Маджоре в Вероне (1000 г.) изображён спящий на ложе Иессей, над которым поднимается лоза, симметрично разделяющаяся на две ветви.

 



 
PR-CY.ru