«ДРЕВО ИЕССЕЕВО» - Страница 4

По сторонам расположены ветхозаветные (Явление ангела Валааму, Помазание Давида, Пророк Иона в Ниневии, Вознесение пророка Илии, Гибель Содома и Гоморры, Руно Гедеоново, Явление Ангела Исаии и др.) и евангельские (Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Распятие и Сошествие во ад) сцены. Композиционное построение, взаимосвязь вертикальных и горизонтальных рядов фигур и сюжетных сцен демонстрируют многоплановое сопоставление тем Ветхого Завета и Нового Завета, близкое к поэтике литургических песнопений, в которых раскрывается домостроительство Спасения. Богородица и Христос, венчающие центральный ряд фигур, прославляются как Царица Небесная и Небесный Царь. Иконография некоторых сцен из «Древа Иесеева» в Дечанах имеет сюжетное сходство с росписями в церкви св. Апостолов в Фессалонике («Помазание царя Давида», «Руно Гедеоново», «Звезда Иакова»), в церкви монастыря в Мораче (живопись XIII в., поновлена в XVI в. с изменениями в иконографии, например, первоначальная сцена «Звезда Иакова» получила название «Преображение») сцены напоминают роспись храма в Сопочани. Роспись в Дечанах повторяет композиции «Звезда Иакова», «Руно Гедеоново», «Сретение» и «Гибель Содома и Гоморры» из церкви Богородицы Левишки. В росписях на тему «Древа Иесеева» встречаются и отличия. Так, в церкви св. Апостолов в Фессалонике и в Мораче есть сцена «Видение Иезекииля», которой нет ни в Дечанах, ни в церкви Богородицы Левишки. К XIII в. в монументальном искусстве сложилась композиция «Древа Иесеева», которая является протографом последующих и известная на примере резьбы фасада собора в Орвието (1310–1320 гг.). Архетип композиции включал девять фигур по центру – семи царей, Богоматери и Христа, 32 изображения предков Христа, 24 пророка, 12 античных философов, а также 12 сцен из пророчеств. Однако в византийском искусстве подобный развёрнутый извод появился только в XVI в. (фрески Афона, Румынии). Пример росписи Дечан показывает, что в XIV в. эта тема развивалась в византийском искусстве в разнообразных формах. Наиболее обширные и стабильные по составу композиции известны исследователям в росписях XVI в. на Афоне (трапезная Лавры св. Афанасия, 1536 г.; Дохиар, 1568 г.) и в наружных росписях церквей на территории Румынии (церковь св. Марии монастыря в Хуморе, 1535 г.; великомученика Георгия в Сучаве, около 1532 – 1534 гг.; Благовещения в Молдовице, 1537 г.; великомученика Георгия в селе Воронец, 1547 г.; церкви Вознесения монастыря Сучевица, около 1600 г.).

 



 
PR-CY.ru