ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ - Страница 14

Существует два вида смирения: первый, несовершенный, необходим на начальных этапах духовной жизни, второй, совершенный, свойствен святым: «Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали святые отцы, чтобы «почитать себя ниже всех». Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги». Это учение о смирении отражает единый процесс духовного совершенствования, начинающийся с исполнения заповедей и заканчивающийся духовным плодоношением заповедей в душе подвижника, искусно описанным на примере древа, которое смиренно склоняет ветви к земле под тяжестью плодов. Согласно апофтегме из анонимного собрания, которую цитирует и изъясняет Дорофей Газский, основными этапами пути, на котором достигается смирение, являются телесные труды, смиряющие душу через тело, самоуничижение перед людьми и непрестанная молитва. Святые, которые приобрели дар непрестанной молитвы, должны особенно стремиться к более совершенному внутреннему смирению, чтобы избежать тонкой гордости, приписывающей этот дар собственным силам подвижника. Краеугольным камнем здания духовной жизни является страх Божий, «побуждающий душу к хранению заповедей». Существует два вида страха Божия: страх перед наказанием, свойственный новоначальным, и страх, присущий святым, достигшим вершины любви к Богу, и состоящий в опасении эту любовь утратить. Первый страх испытывает наёмник и раб, а второй – сын, который «любит добро ради самого добра и боится, потому что любит». Страх Божий приобретается памятью смерти и памятью мучений. Он позволяет сохранить душу от дерзости, нерадения и пренебрежения. Согласно Дорофею Газскому, любовь – совершенство добродетелей и цель, ради которой исполняются заповеди. Совершенная сыновняя любовь к Богу достигается только святыми, а те, которые ещё пребывают на стадии очищения в рабском или наёмническом звании, могут лишь приблизиться к ней издалека. Урок любви к ближнему был преподан Дорофею Газскому преподобным Иоанном, который в каждом из изречений, обращённых к нему, повторял: «Бог да сохранит любовь», побуждая при этом к смирению, самоотречению ради ближнего и перенесению его тягот. Дорофей Газский и делом, и словом ревностно проходил служение любви. Согласно его учению, «благотворить ближнему есть дело любви» и «всякая добродетель усовершается любовью к ближнему». Совершенная любовь распростирается вплоть до того, что покрывает недостатки и согрешения ближнего: святые «не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нём, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают всё для того, чтобы спасти его». Монахов, живущих в общежитии, Дорофей Газский уподобляет членам единого тела (главе, глазам, устам и др.), находящимся в единении любви друг с другом и с Богом.

 



 
PR-CY.ru