ДХАРМА - Страница 2

В «Бхагавадгите» апелляция к свадхарме становится решающей: Кришна убеждает Арджуну, собиравшегося оставить поле битвы из сострадания к родичам, что «лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая». «Своя дхарма» для брахманов – изучение «Вед» и обучение им, совершение жертвоприношений, получение и раздача даров, для кшатриев – защита общества и управление им, для вайшьев – хозяйство, для шудр – служение высшим. Хотя следование дхарме обусловлено «групповым» статусом индивида, существуют и универсальные нравственно-поведенческие нормы, распространяющиеся на всех независимо от принадлежности к той или иной варне или ашраме. Их свод получил обозначение «общая дхарма» (садхаранадхарма). Так, согласно «Яджнявалкья-смрити», дхарму составляют правдивость, честность, негневливость, скромность, чистота и ещё пять добродетелей. И здесь, и в других дхармашастрах (стихотворные изложения материала дхармасутр) встал вопрос об источниках знания о дхарме. Так, в «Законах Ману» «корнями дхармы» объявляются «Веда», священное предание (смрити), поведение знатоков «Веды», поведение добродетельных (садачара) и «внутреннее согласие» души с предписаниями (атматушти). Здесь же дхарма соотносится с временными периодами – в каждую мировую эпоху приоритетны разные дхармы. Термин «дхамма» многозначен и в палийской литературе. Буддхагхоша в комментариях к «Дигха-никае» («Дигха-аттхакатхе») и к «Дхаммападе» («Дхаммапада-аттхакатхе») включает и такие значения термина, как «собрание буддийских текстов», «космический закон», «доброе поведение» и «нравственная проповедь». В канонических буддийских памятниках дхамма означает и правду, и знание, и мораль, и долг. Дхарма – одно из «трёх сокровищ» (тиратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует здесь буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма соответствует и сокровенной части буддийского учения, начиная с формулы зависимого происхождения состояний индивида (патиччасамуппада). Дхарма – это и весь материал основного собрания дидактических текстов «Сутта-питаки»; правила «Патимоккхи», содержащие предписания монахам, также именуются «дхаммы» (во мн. ч.). Дхаммы – это и «четыре благородные истины», составившие предмет первой проповеди Будды: о страдании, о его происхождении, о его преодолении и о пути, ведущем к последнему. Дхарма соответствует и всему практическому аспекту буддийского учения: в неё включаются должное поведение (сила), мудрость (панна) и медитация (джхана). Ближайший коррелят дхармы в палийских текстах – благо (kusala). В значении «благое деяние» кусала представлена в формуле «десять благих дел», к которым относятся: щедрость (дана), соблюдение нравственных норм (сила), медитация, уважение к высшим, внимание к их нуждам, передача другому своей «заслуги», радость из-за «заслуги» других, слышание учения Будды, проповедь учения Будды, устойчивость в правильных взглядах. Три «корня кусалы» составляют отрицание трёх «корней неправедности»: алчности, ненависти и заблуждения. В буддизме махаяны бодхисатва не только передаёт другим существам часть собственной добродетели и «заслуги», но и стремится разделить с ними свою добродетель, и «заслугу», и даже её «корни» (кусаламула). Среди брахманистских философских школ, тематизировавших дхарму, исследователи выделяют мимансу.

 



 
PR-CY.ru