ДХАРМА - Страница 3

В «Миманса-сутрах» весь материал, посвящённый преимущественно ритуаловедению, разделённый на 12 частей и содержащий 2620 сутр, вводится словами: «Потому теперь изыскание на предмет дхармы». В следующей сутре это исходное понятие уточняется: «Дхарма – это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием». В дальнейших начальных сутрах исследуется определение дхармы и выясняется, что восприятие не может фиксировать указанный специфический признак, каковым может быть только авторитетное наставление. Комментатор сутр Шабарасвамин (VI в.) уточняет, что дхарма как объект, определяемый через специфическую связь с предписанием, способствует благу индивида. Сведения о дхарме, которые содержатся в «Ведах», безошибочны не только потому, что «Веды», не имеющие авторства, являются безошибочными, но и потому, что ошибки могут содержаться лишь в описательных (дескриптивных) высказываниях, тогда как речения о дхарме относятся к высказываниям императивным (прескриптивным). Один из значимых терминов мимансы, раскрывающих содержание дхармы, – нийога (предписание), означающая обязательство, налагаемое на индивида ведийскими обрядовыми предписаниями. Шаликанатха Мишра (Х в.) настаивал на том, что нийога как долг и есть дхарма. В первой сутре вайшешиков (см. Вайшешика) дхарма – то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдая) и высшее благо (нихшреяс). В «Падартхадхарма-санграхе» Прашастапады (VI в.) дхарма определяется как свойство духовного субъекта, которое есть причина достижения удовольствия, благополучия и «освобождения». Оно является сверхчувственным и осуществляется средствами, соотносимыми с принадлежностью человека к варне и ашраме. Среди общих средств реализации дхармы названы: вера в неё, невреждение, благожелательность, правдивость, нестяжательность, бесстрастие, чистота намерений, негневливость, священные омовения, использование «очистительных» веществ, преданность божеству, пост, выполнение обрядовых обязательств. Джаянта Бхатта, автор «Ньяяманджари» (IX в.), полемизирует с тезисом мимансы относительно того, что восприятие не может быть источником знания о дхарме. Йогическое восприятие может быть таковым источником вопреки мнению лидера мимансаков Кумарилы Бхатты (VII в.), который, как считал Джаянта, совершает логическую ошибку, отрицая этот вид восприятия как таковой и вместе с тем используя данное понятие в силлогизме, демонстрирующем невоспринимаемость дхармы: «Если коты могут видеть в темноте, то почему же риши не могут видеть дхарму?!» Шанкара (VII–VIII вв.) в основном труде «Брахмасутра-бхашье» в полемике с мимансаками подчёркивает, что постижение дхармы и Брахмана различается и само по себе, и по результатам. Результат первого – преуспеяние, зависимое от совершённых действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, осуществляемое в будущем, но не вечно присутствующее, как Брахман. Далее вновь подчёркивается, что дхарма зависит от человеческих усилий и, таким образом, включает предписания, запреты, правила, исключения и т.д. в отличие от «реализации» того, что существует всегда независимо от человеческих усилий. В комментарии Шанкары к «Бхагавадгите» утверждается, что никто не должен оставлять «свою дхарму», но это относится к тем, кто ещё не достиг познания Брахмана; тот же, кто достиг его, может оставить все действия (как уже неактуальные), в том числе «свою дхарму».

 



 
PR-CY.ru