ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ - Страница 12

Князь Всеволод в отличие от царя Давида представлен без короны. Скульптурный портрет носит неофициальный характер, хотя к Всеволоду, сидящему в непринуждённой позе, остальные персонажи композиции, его дети, обращены с ритуальным жестом приветствия, как обычно изображались на иконах предстоящие Христу или Богоматери святые. Одного из княжичей князь Всеволод держит на руках – по Н.Н. Воронину, Всеволода (Димитрия). Исследователи полагают, что князь Всеволод изображён на этой композиции как глава рода. Существуют варианты толкования композиции: «Богоматерь с Младенцем и предстоящими пастырями» (Н.П. Кондаков), «Иосиф с братьями» (Ф. Кемпфер), «Давид с Соломоном» (Алексей Михайлович Лидов), «Древо Иессеево» (М.С. Гладкая). С рельефами на тему власти связаны сцены противоборства: человекодракон; Никита, побеждающий беса; лев, когтящий лань; вепрь, терзающий оленя; фигурки двух борцов; львы с переплетёнными шеями; гуси в такой же позе. На северном фасаде между лапами двух львов с одной головой помещена человеческая личина: это лев-антропофаг, символизирующий душу грешника в лапах дьявола (по В.П. Даркевичу и Г.К. Вагнеру). Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в западном прясле северного фасада; узнаются образы первых русских святых – князей Бориса и Глеба. Прочие колонки и фигуры святых вырезаны, в основном, в XIX в. Исключение составляют 13 колонок и несколько сидящих святых (западный фасад), снятых с башен. Блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых также переставлены с башен. Рельефы исполнены в графичной, декоративной манере. Рельефы XIX в. более примитивные. Здесь же, в колончатом поясе западного фасада, находятся и рельефы XVIII в., отмеченные влиянием искусства эпохи барокко. К ним принадлежит «Святая Троица» с евангелистами (центральный участок аркатурно-колончатого фриза). Другой пояс составляет развёрнутый на южном и западном фасадах цикл с изображением 12 св. конных воинов, в том числе великомучеников Георгия Чудотворца (с надписью), Феодора Тирона и Феодора Стратилата (атрибуция Г.К. Вагнера), Димитрия Солунского (М.С. Гладкая видит здесь два изображения), князей Бориса и Глеба (атрибуция Владимира Александровича Плугина). В медальонах и рамках представлены поясные изображения святых, среди которых апостолы Пётр и Павел на северном фасаде (с надписями). Образы святых на аркатурном поясе, в медальонах, «всаднический цикл» раскрывают новозаветную тему. Между колончатым поясом, вереницей всадников и рельефами царей с героями представлен весь тварный мир. Звери, птицы, деревья и травы внимают царю Давиду у подножия престола. Лев, барс, грифон, орёл – метафоры царственности и покровительства. На фасадах насчитывается 125 крупных изображений льва. Лань и голубица – воплощённые смирение и кротость христианина. Также представлены изображения оленя, барана, онагра, кентавров, фазанов, павлинов, гусей. Густая «звериная» резьба гирляндами и фризами оплетает арки порталов. На южном портале на спинах двух львов восседает Давид (надпись над Давидом почти утрачена; долгое время считалось, что это Соломон). На северном портале вырезан миниатюрный 3-фигурный Деисус с надписями.

 



 
PR-CY.ru