«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 11

22. Никита Стифат. «Три сотницы практических, естественных и гностических глав». 23. Филадельфийский митрополит Феолипт. «О сокровенном делании во Христе». «О том же девять глав». Изначально эти сочинения Феолипта были посвящены Ирине Палеологине, участнице паламитских споров. Однако ещё до возникновения греческого «Добротолюбия» появилась их новая редакция, из которой были удалены все упоминания о людях, так или иначе неблагоприятно расположенных к Григорию Паламе, а также с целью приспособить текст к нуждам афонского монашества – женский род везде был заменён на мужской. Посвящена новая версия была уже не Ирине, а некоему монаху. По изысканиям современного греческого исследователя Иоанна Григоропулоса, при подготовке текстов Феолипта к изданию в составе греческого «Добротолюбия» Никодим Святогорец учёл значительно более корректную редакцию текста, поэтому посвящение монаху осуществлены самим Никодимом. Греческий текст Слова «О сокровенном делании...», включённый в «Добротолюбие», значительно уступает современным критическим изданиям, однако многочисленные погрешности, как было доказано И.К. Григоропулосом, были допущены не Никодимом и Макарием Нотарой, а их предшественниками. 24. Никифор Исихаст. «О трезвении и хранении сердца». 25. Григорий Синаит. «Главы с акростихом». «Другие главы» (в русское «Добротолюбие» не включены). «Об исихии и молитве» (в русское «Добротолюбие» не включено). «Об исихии и двух видах молитвы» (вторая глава, о положении тела при Иисусовой молитве, опущена). «Как исихаст должен держать себя во время молитвы». 26. Григорий Палама. «Монахине Ксении о страстях и добродетелях». «Десятословие христианского законоположения». «Триады в защиту священнобезмолвствующих». «Три главы о молитве и чистоте сердца». «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав»; в русское «Добротолюбие» не включены). «Святогорский томос» (в русское «Добротолюбие» не включён). 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие». Согласно современному исследователю архимандриту Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову Каллиста Ангеликуда. Д. Гонис пришёл к выводу, что автором «Метода...» был не патриарх Каллист I, как полагал Никодим Святогорец, а патриарх Каллист II. 28. Константинопольский патриарх Каллист II. «Главы о молитве», 14 глав. Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I. 29. Каллист Ангеликуд. «О безмолвнической жизни» (Слово 22). Часть сборника из 30 Слов под общим названием «Исихастское утешение». 30. «О молитве и внимании». Изречения разных авторов. Феофан писал, что «авторы излагаемых мыслей сходны с Каллистом и Игнатием» (в греческом «Добротолюбии» имена авторов не указаны). 31. Каллист Катафигиот. «О единении с Богом и о созерцательной жизни» (в русское «Добротолюбие» не включено).

 



 
PR-CY.ru