«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 10

15. Феогност. «О деянии, созерцании и священстве», 75 глав. В этом сочинении цитируются Григорий Богослов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др., поэтому его автор не может быть отождествлён с Феогностом Александрийским (III в.), упоминаемым у Фотия, как предполагал Никодим Святогорец. Новые сведения об авторе и времени его жизни появились после обнаружения и публикации сочинения под названием «Сокровищница Феогноста», составленного, согласно внутренним свидетельствам, не раньше 1204 г. и не позже 1252 г., т.е. в эпоху Никейской империи и латинского господства в Константинополе. На основании сравнения «Сокровищницы...» с главами Феогноста «О деянии, созерцании и священстве» из греческого «Добротолюбия» исследователи пришли к выводу, что эти произведения принадлежат одному автору – иеромонаху Феогносту, жившему в XIII в. Акростих из 79 букв, связывающий воедино 75 глав (последние четыре главы не сохранились), представляет собой посвятительную надпись: «Святейшим отцам Лазарю и Варлааму Феогност, всеничтожнейший, недостойный всего мира» (не употреблявшийся в классическом греческом языке неологизм также свидетельствует о позднем происхождении этого произведения). 16. Филофей Синайский. «Главы о трезвении» (пролог к «Главам», опущенный в «Добротолюбии», издан в патрологии Миня). 17. Илия Экдик. «Цветослов мысленный». «Главы познавательные». В рукописях главы, вошедшие в «Цветослов...», приписываются помимо Илии Экдика также Максиму Исповеднику, Иоанну Карпафийскому и Нилу Синайскому. Никодим и Феофан писали о возможности отождествления автора глав с Илиёй Критским, составителем толкований на Слова Григория Богослова (начало XII в.). Среди современных учёных это предположение получило неоднозначную оценку. 18. Феофан Монах. «Лествица». В русском «Добротолюбии» «Лествица» не была включена, возможно, как сочинение неизвестного автора. 19. Пётр Дамаскин. «Книга первая». «Книга вторая». Никодим оценил книги Петра Дамаскина как «возглавление священного бодрствования... круг в круге, уплотнённое Добротолюбие в Добротолюбии». Атрибуция одного из фрагментов первой книги Евхаитскому митрополиту Симеону, предложенная в одной из рукописей, исследователи считают, скорее всего, недостоверной. 20. Макарий Египетский. «150 глав». Впервые изданы П. Пуссеном в составе семи Слов как Слова 2–7: «О совершенстве», «О молитве», «О терпении», «О возвышении ума», «О любви» и «О свободе ума». «150 глав» принадлежат обширному корпусу сочинений, автором которых в византийской традиции считался Макарий Великий, что в настоящее время подвергается сомнению (в русском «Добротолюбии» вместо «150 глав» помещены выдержки из духовных бесед, приписываемых Макарию Великому). 21. Симеон Новый Богослов. «Главы практические и богословские». «Главы...» составлены из сочинений двух авторов. Главы 1–118 извлечены из 225 богословских, умозрительных и практических глав Симеона, 119–152 – из «Подвижнического слова» Симеона Студита, его духовника, 153-я – из Жития Симеона (главы 31–30), составленного его учеником Никитой Стифатом. В новогреческом переводе, изданном Д. Загореем, было помещено большее число глав (181), некоторые из них Феофан присовокупил к переведённым главам из греческого «Добротолюбия». При этом свой перевод с древнегреческого он сличал с новогреческим переводом.

 



 
PR-CY.ru