ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Страница 16

Как и на двух похожих пеленах из того же храма (Серпуховский историко-художественный музей), в среднике рядом с фигурой святого царевича показано его убиение (по-видимому, сюжет разработан именно строгановскими мастерами). На фоне условного вида Угличского кремля представлен закалывающий отрока «убийца Никитка Кочалов» в облике усатого безбородого мужчины в шапке (типаж палача или неверного), душу Димитрия Иоанновича в виде исходящей из уст обнажённой фигурки принимает слетающий ангел. В строгановском шитье 1650–1660 гг. наряду с этими композициями известны более простые варианты: традиционные изображения молящегося святого царевича (пелены из села Покровка, Пермская художественная галерея; из Благовещенского монастыря или Преображенского собора в Нижнем Новгороде) и отдельные сцены убиения (пелены из Благовещенского собора в Сольвычегодске и из Орла-городка, Пермская художественная галерея). Очевидно, подобные пелены положили начало традиции изображения гибели Димитрия Иоанновича, которая впоследствии  получила широкое распространение. Близкая иконография убиения святого даётся в иконописных подлинниках 1820–1840 гг. под 15 мая, например: «(Царевич) млад, в венце царском и в багрянице киноварь, испод лазорь, в руке крест, а левая молебна. Закалает его Никитка Качалов ножем, а душю ангел приимает, тут же полата празелень, а под ногами гора, и во облаце Пречистая с Превечным младенцем...» С супругами Д.А. и А.И. Строгановыми связан шитый образ Димитрия Иоанновича 1656 г. из сольвычегодского Благовещенского собора (Русский музей) – сравнительно редкое прямоличное изображение царевича, напоминающее изображения на ранней крышке его раки и надгробных покровах. В тексте вкладной надписи произведение названо плащаницей, которую должны были «носити за переносом» в дни рождения, убиения и перенесения мощей святого в подражание обрядам Успенского собора Московского Кремля, когда в дни памяти Московских святителей во время Великого входа выносились шитые покровы с их изображениями. Литургические функции подобных памятников объясняют, почему Димитрий Иоаннович представлен здесь с большим крестом, украшенным изображением Распятия Христова. Несмотря на перенесение мощей в Москву, в XVII в. Димитрий Иоаннович оставался одним из наиболее почитаемых святых в Угличе, где существовало два посвящённых ему храма. Это привело к формированию устойчивой и разнообразной иконографической традиции, сохранявшейся и в Новое время. Ряд изображений святого появился в городе при царе Михаиле Феодоровиче: в 1630 г. на месте гибели святого царевича была выстроена церковь во имя Димитрия Иоанновича на Крови, где находилась плащаница с шитым образом святого, которую предание связывало с царицей Марией Нагой (известна по фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского 1910 г. из Библиотеки Конгресса США, иконографически близка к крышке раки и надгробному покрову 1650–1660 гг., но святой царевич представлен с крестом). Очевидно, тогда же для храма была написана икона, которую воспроизводит образ 1808 г., приписываемый Г. Буренину (Угличский художественный музей), – святой царевич в молении, но не в открытой, а в закрытой короне (сходное изображение находилось на присланном в Углич серебряном ковчеге-мощевике).

 



 
PR-CY.ru