ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 14

Враг не может насиловать человеческую волю, он «только старается склонить нас (ко злу), между тем как мы можем и не склоняться». Тем не менее, противостоять ему так же тяжело, как тяжело бороться с собственными грехами: «Этот враг всегда стоит со своим ополчением, наблюдая за нашей беспечностью и гораздо более заботясь о нашей погибели, нежели мы – о своём спасении». Его ревность в этом деле даже нельзя сравнивать с ревностью людей в деле благочестия. Лютые и свирепые звери на фоне демонского «неистовства» покажутся «весьма кротки и тихи». «Такой яростью против наших душ», заключает святитель, дышит дух злобы, потому что «для демонов нет ничего дороже погибели человеческой». В деле погубления человека особую важность для дьявола представляет первый шаг, называемый Иоанном Златоустом «началом». «Везде дьяволу нужно только начало; это для него – самое трудное. Когда же начало положено, тогда он уже сам собой всё продвигает вперёд». По мере продвижения его безудержная страсть к разрушению и уничтожению постоянно возрастает. Подобно пьянице, не знающему меры в вине, он не знает «никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении» с человеком, по неопытности или нерадению допустившим его в свою душу. При беспредельном стремлении духа тьмы ко злу возможности его природы, как отмечает преподобный Исидор Пелусиот, ограниченны. Так, он не знает того, что у нас в мыслях. Поэтому, чтобы избрать для человека то или иное искушение, он долго и тщательно наблюдает за ним: изучает его характер, склонности и увлечения, предрасположенность к тем или иным поползновениям и т.п. Иными словами, он «не сразу нападает на плывущих по бушующему морю жизни, но сначала испытывает и узнаёт душевные склонности, а затем принимается за дело и строит козни». Преподобный Исидор обращает внимание на свойственную многим людям привычку затягивать с исполнением своих обязанностей и текущих дел (откладывать «на потом») и указывает, что такая привычка может быть порождена как собственной пассивностью и ленью, так и демонскими кознями. Но «время, – предупреждает преподобный, – не ждёт замедлившего». Преподобным Иоанном Лествичником бесовская изобретательность разоблачается в контексте христианской аскезы. Во-первых, замечает Иоанн Лествичник, любой вид аскетического делания, как правило, наталкивается на три искушения. Сначала бесы стараются всячески «воспрепятствовать нашему доброму делу». Если это им не удаётся, они пытаются исказить это дело так, «чтобы сделанное не соответствовало воле Божьей». Когда они «не имеют успеха» и в этом, то приучают подвижника к мысли о том, что он живёт безукоризненно и свято. Чтобы сбить подвижника с толку, бесы в периоды его строгого воздержания в пище часто вызывают у него раздражительность и ожесточение; при ослаблении же поста и полном насыщении пищей приводят в умиление и утешают сладостными слезами. Над поверившим такому «наслаждению», которое есть не что иное, как «мать страстей», бесы, по замечанию Иоанна Лествичника, «горько насмехаются». Иногда бесы на какое-то время полностью оставляют подвижника, чтобы приучить его к беспечности. Затем «внезапно нападают на бедную душу, расхищают её и до такой степени приучают к порокам», что она уже сама, без помощи злых сил, начинает вести порочную жизнь.

 



 
PR-CY.ru