ДЕМОНОЛОГИЯ

ДЕМОНОЛОГИЯ – система представлений о сверхъестественных существах, личных или безличных, выступающих представителями потусторонних сил, преимущественно тёмных и разрушительных. В современном религиоведении под демонологией понимается совокупность верований в существование «нечистой силы» и олицетворяющих её существ (бесов, чертей, дьяволов и т.д.), а также комплекс представлений о существах, составляющих низший по отношению к богам разряд религиозной мифологии – пандемониум, в который входят духи, гении, колдуны, ведьмы и т.п. В греческой культуре представления о демонах укоренены в наиболее архаических религиозных воззрениях. Греки, различая богов и демонов, наделяли их сходными признаками – обладание бессмертием и силой. У Гомера демон «есть именно мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую не может назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение» (Алексей Фёдорович Лосев). Демон в греческом восприятии – начало амбивалентное: его участие в человеческой судьбе может иметь катастрофические последствия, но может оборачиваться благодеянием. В диалогах Платона («Апология Сократа», «Феаг», «Алкивиад I» и др.) Сократ описывает своего демона как божественное знамение, дающее о себе знать в форме внутреннего голоса, сообщающего вещее знание. Плутарх помнит о «двух жрецах» эллинов, из которых «один занимался почитанием богов, другой – демонов». Многие религии противопоставляют демонологию ангелологии. Демонология и ангелология выражают дуализм религиозного мировоззрения. Огромную роль они играют в зороастризме, где конфликт между силами света и тьмы, добра и зла доведён до крайней степени остроты. В христианском богословии демонология – учение о злых духах, свод знаний о носителях богопротивной, дьявольской природы. Истоки христианской демонологии коренятся в иудейской и эллинистической религиозных традициях. Согласно христианской демонологии, происхождение демонских сил связано с имевшим место в небесных сферах бунтом высшего ангела против Бога. По свидетельству Откровения («Откровение Иоанна Богослова» является одним из ранних изложений христианской демонологии), этот ангел, являясь творением Божьим, обладал до своего падения достоинством и славой, превосходившими достоинство и славу всех остальных ангелов. Поэтому в библейском тексте он именуется денницей, сыном зари (Ис. 14:12), а в христианской традиции – Люцифером (лат. lucifer – утренняя звезда). Смысл используемых в этих случаях символов ясен: как утренняя звезда (т.е. планета Венера) возвещает о наступлении нового дня, а заря – о восходе солнца, так и высший ангел возвещал о явлении Божественной славы или о самом Богоявлении. Он, по свидетельству Григория Богослова (325/330 – 389/390 гг.), «был громким проповедником Святой Троицы». Эти символы сохраняют свои смысловые функции и в новозаветные времена: Вифлеемская звезда возвещает о рождении Богомладенца (Мф. 2:2, 9); Иоанн Креститель является денницей Христа, Дева Мария – «звезда, являющая Солнце» (Акафист Божьей Матери).

 



 
PR-CY.ru