ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 17

Августин указывает, что зависть не появляется сама по себе; она всегда рождается от гордости. «Так как гордость есть любовь к собственному превосходству, а зависть – отвращение к чужому благополучию, то становится ясно, что от чего рождается. Ибо вследствие любви к собственному превосходству каждый завидует или равным себе за то, что они ему равны, или низшим себя, чтобы они не были ему равными, или высшим за то, что сам им не равен». Для Августина Блаженного очевидно, что дьявол позавидовал человеку, будучи уже существом падшим. Но когда мятежный дух стал таковым? Августин полагает, что дьявол и до своего падения не испытывал подлинного блаженства. В отличие от ангелов, оставшихся верными Богу, которым было открыто, «что они вечно пребудут в Его Божественной истине», дьявол, по-видимому, никакого откровения о своей будущей судьбе не имел: «Может быть… Бог не хотел ему открыть, когда он был ещё добрым ангелом, ни того, чем он станет, ни того, что ему предстоит терпеть». Такая неопределённость в отношении своей будущей участи, как полагает Августин, могла породить в мятежном духе смущение и даже страх. «А если так, значит, он не был блажен в равной с ними (добрыми ангелами) степени, даже совсем не был блажен, потому что вполне блаженные уверены в своём блаженстве…» Однако и в этом своём состоянии дьявол пребывал недолго; его окончательное падение, как полагает Августин, произошло в скором времени после его появления на свет. Последствия, которые оно повлекло за собой, отличаются от последствий первого греха Адама и Евы. В силу генетической преемственности, существующей в человеческом роде, называемой Августином Блаженным «подневольной», прародительский грех неизбежно сказывается на природе каждого человека, в то время как первый грех дьявола оказал на других ангелов не природное, а волевое воздействие: падшие духи склонились на сторону дьявола и отказались от Бога. В католицизме широкую известность приобрёл средневековый компендиум демонологии «Молот ведьм». В средневековом русском православии демонология представлена, главным образом, в поучениях против язычества.



 
PR-CY.ru