ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 11

Мастера лирической оперы – Шарль Гуно (1818–1893 гг.), Камиль Сен-Санс (1835–1921 гг.), Жюль Массне (1842–1912 гг.) – оставили заметный след в развитии духовной музыки, некоторые их произведения даже исполнялись в храмах (оратория Ж. Массне «Обетованная земля» в 1900 г. прозвучала в церкви св. Евстафия в Париже). Но общий тон сочинений, трактовка в них библейских сюжетов были по-домашнему сентиментальными, подчас фамильярными, что снижало их художественную значимость. Возвышенный дух церковной музыки был особенно близок Сезару Франку (1822–1890 гг.), который многие годы служил органистом в церкви св. Клотильды в Париже, однако и в его глубоких по смыслу сочинениях (оратории «Искупление», 1872 г., «Заповеди блаженства», 1879 г.), по мнению исследователей, мелодическая чувствительность нередко кажется преувеличенной, а религиозные образы – слишком обыденными. Наиболее далёкую от церковных традиций интерпретацию жанр оратории получил в Священной трилогии Гектора Берлиоза (1803–1869 гг.) «Детство Христа» (1853–1854 гг.), которая, по сути, является вокально-симфонической легендой, повествующей о приключениях Святого Семейства на пути в Египет. В истории английской духовной музыки XIX век не был отмечен значительными событиями. Лишь на рубеже XIX и XX вв. здесь начал возрождаться интерес к духовной музыке, связанный с творческой деятельностью Эдуарда Элгара (1857–1934 гг.). Задуманная им библейская трилогия не была осуществлена полностью, но две её части – оратории «Апостолы» (1902–1903 гг.) и «Царствие» (1906 г.) – поставили имя композитора в один ряд с любимыми англичанами Г.Ф. Генделем и Ф. Мендельсоном. Значительные достижения в области духовной музыки связаны с творчеством Ференца Листа (1811–1886 гг.) – венгерского композитора, большую часть жизни прожившего вдали от родины. Первая оратория Ф. Листа «Легенда о святой Елизавете» (1857–1862 гг.) посвящена истории короткой жизни венгерской принцессы – добродетельной Елизаветы из династии Арпадов (ум. в 1231 г.), известной аскетическим образом жизни и канонизированной вскоре после кончины. В этом произведении композитор соединил интонации григорианского пения, древних пластов венгерской народной музыки с широким симфоническим развитием, элементами театрального действия. В оратории «Христос» (1863–1866 гг.) Ф. Лист, в те годы близко соприкасавшийся с цецилианским движением, стремился возродить строгий тон церковной молитвы. Текст оратории, состоящий всего из нескольких фраз, был заимствован из Книги пророка Исаии, Евангелий от Матфея, Марка, Луки, также использовались литургические тексты («Pater Noster», «Stabat Mater»), в музыке присутствовали григорианские источники, вплетённые в красочную оркестровую ткань. Среди произведений чешского композитора Антонина Дворжака (1841–1904 гг.) – сочинения в литургических жанрах («Месса D-dur», «Реквием», «Stabat Mater» и т.д.), оратория «Святая Людмила» (1886 г.), посвящённая событиям Крещения чешского народа. Не предназначавшиеся для исполнения в церкви, часто создаваемые по глубоко личным мотивам, эти произведения интересны исследователям, прежде всего, подлинно народным характером, религиозные образы воплощены в них языком чешской народной песенности, как, например, в финале оратории, где переинтонируется одна из первых чешских духовных песен – «Господи, помилуй нас». Образы оратории сочетают в себе жанрово-бытовые черты и высокую духовность.

 



 
PR-CY.ru