ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 10

Спокойный, уравновешенный музыкант, Л. Шпор следовал академическим традициям, но при этом дополнил ораториальную драматургию оперными приёмами, обогатил музыкальные характеристики персонажей, ввёл диалоги, расширил оркестровые эпизоды. Духовная оратория постоянно привлекала внимание мастера немецкой песни Карла Лёве (1796–1869 гг.). С его деятельностью связано усиление в ораториях реалистических мотивов. В образах святых, первых христиан-мучеников композитор видел обычных людей, наделял их бытовыми характеристиками, что значительно упростило музыкальный язык произведений. Среди его сочинений – произведения на библейские и религиозно-легендарные сюжеты: «Медный змей», «Иоанн Креститель», «Воскрешение Лазаря», «Семеро спящих» и др. В первой половине XIX в. к жанру оратории обращался и один из родоначальников европейского музыкального романтизма – крупнейший мастер вокальной миниатюры австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828 гг.). В его творческом наследии – кантата «Победная песнь Мириам» (1828 г.) на текст поэта Франца Грильпарцера, написанная под впечатлением героического стиля генделевских ораторий и воссоздающая драматический эпизод перехода иудеев через Чермное море, а также незаконченная оратория («священная драма») «Лазарь» (1819–1820 гг.). В XIX в. крупнейшие достижения немецкой духовной музыки связаны с именем Феликса Мендельсона (1809–1847 гг.). Библейские оратории «Павел» (на сюжет из «Деяний святых апостолов», либретто пастора Юлиуса Шубринга, 1836 г.) и «Илия» (на основе третьей Книги Царств – главы 17–19, либретто Ю. Шубринга, 1846 г.), ещё при жизни мастера имевшие большой успех, сохраняют ценность и в настоящее время. Оратория «Илия», исполненная за год до смерти композитора на музыкальных торжествах в Бирмингеме наряду с «Торжественной мессой» Л. ван Бетховена и «Сотворением мира» Й. Гайдна, была воспринята слушателями и исполнителями с особым энтузиазмом. Третья оратория Ф. Мендельсона – «Христос» (первоначальное название – «Земля, Небеса и Преисподняя», текст Иозиаса фон Бунзена на основе Евангелий и книги Чисел, 1847 г.) осталась незавершённой. Ф. Мендельсон закрепил драматургические особенности классической оратории, идущие от Г.Ф. Генделя, углубив и усложнив психологическое начало. Обновлению подверглись и музыкальные приёмы – мелодика, гармонический язык, фактура, строение отдельных сцен. Во второй половине XIX в. к жанру оратории обратились последователи Ф. Мендельсона: Фердинанд Хиллер (1811–1885 гг.; «Разрушение Иерусалима», «Саул», «Рождество» и др.), Фридрих Киль («Вифлеемская звезда», «Христос»), Карл Рейнеке («Валтасар»), Макс Брух («Моисей»). Однако исследователи отмечают, что в их произведениях приверженность классическим традициям понимания и трактовки библейских образов сочеталась со стремлением к упрощению драматургии и музыкального языка. Во Франции развитие духовной музыки в XIX в. связано с деятельностью оперных композиторов, которые охотно обращались к жанру оратории, писали богослужебные произведения, привнесли в них приёмы театральной драматургии, элементы лирико-бытового повествования.

 



 
PR-CY.ru