БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - Страница 11

Паломник Антоний из Новгорода сообщает, что в церкви хранились Большой Крест Константина, Иерихонская труба Иисуса Навина (считалось, что в неё будет трубить ангел при конце света), пастушеский рог праведного Авраама, жезл Моисея, рог царя Самуила, из которого он помазал пророка Давида; в алтарной преграде были помещены часть плаща и пояс пророка Илии и богато украшенный щит Константина. В отдельной часовне находились стол, за которым сидел Авраам с явившимися ему тремя ангелами, а также крест, воздвигнутый Ноем после потопа; в нартексе была помещена мраморная колонна, с которой вышел из моря Исидор Хиосский (память 14 мая). Большинство реликвий были утрачены после 1204 г. В XIII в. во время правления латинян эта церковь была одной из «дворцовых капелл» – Сен-Мишель-де-Буколеон; в эпоху Палеологов оставалась одной из немногих построек центрального комплекса Большого дворца, которая использовалась до турецкого завоевания. В 1436 г. в храме был проведён церковный Собор под председательством императора Иоанна VIII Палеолога. Храм разрушен, как полагают исследователи, в 1490 г. 4. Церковь Богородицы Фара (при Маяке), которая названа по маяку, построенному в VI в. императором Юстином II возле дворцовой гавани Вуколеон; входила в архитектурный комплекс дворца Вуколеон и в то же время находилась неподалёку от Хрисотриклина и жилых императорских покоев дворца Дафна; по мнению исследователей, стояла между храмами пророка Илии и Димитрия Солунского. Построена, как полагают исследователи, императором Константином V в середине VIII в.; перестраивалась спустя столетие при императоре Михаиле III, и позднее в Византии считалось, что храм был основан именно им. Внешний облик известен по описаниям у Продолжателя Феофана и в десятой гомилии патриарха Фотия. Церковь была небольших размеров, крестово-купольного типа; имела атриум, огороженный стеной; была богато украшена мозаиками с изображением событий из евангельской истории (как полагают исследователи, созданными в IX в.) и оконными витражами. Церковь имела большое значение в VIII–XI вв.: в 768 г. в ней состоялось обручение императора Льва IV Хазарянина с Ириной, и впоследствии здесь совершались императорские венчания. В 920 г. в храме был убит император Лев V Армянин. В трактате «О церемониях» церковь предназначена для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в первый день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Чистый четверг, в Великую субботу и Великий четверг. В церкви хранились различные украшения для убранства Хрисотриклина в дни приёмов иноземных послов. Главные святыни храма были связаны с почитанием Спасителя и, учитывая использование храма для коронации императоров, напоминали о близости к Нему василевсов. Среди святынь храма в сочинении Николая Месарита (1201 г.) упомянуты терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, св. гвоздь, копие, частицы сандалий Христа (привезены императором Иоанном Цимисхием из Палестины в 975 г.).

 



 
PR-CY.ru